Сквозняк из Крыма

Евразийский банк уволил россиянку и может подать в суд за ее высказывания о работе в Казахстане

Критичный взгляд на казахстанские реалии , высказанный гражданкой РФ Татьяной Бурнакиной сайту Newslab.ru, вызвал шквал негодования в республике . Сразу после интервью Евразийский банк расторг контракт с экспатом Бурнакиной : работая в Алма - Ате , она возглавляла департамент банковских карт и платежных сервисов .

Шум и ярость разыгрались сколь стремительно, столь же, кажется, и беспричинно. Красноярская интернет-газета Newslab.ru ведет рубрику «Поуехавшие», публикуя интервью с земляками, расселившимися по всему земному шару, спрашивая их о самых больших отличиях России и новой страны пребывания. Никогда эти непритязательные заметки не вызывали бурной дискуссии — до тех пор, пока на вопросы не ответила бывшая жительница Красноярска Бурнакина, поработавшая в Москве в группе «Сосьете Женераль», а потом уехавшая в Казахстан банковским менеджером.
Рассказ Татьяны местами выполнен в жанре записок далекого от политкорректности путешественника XIX века из азиатских глубин, но все же это — досужий треп. Очевидно, неумный, но доброжелательный по тону. На что тут можно обидеться? Интервью, однако, вызвало серьезнейший резонанс у соседей, десятки публикаций, тысячи комментариев в сети, сопровождаемых проклятиями, агрессивными «опровержениями» мнений и оценок Татьяны, заявлениями о закрытии счетов в банке, где работает Татьяна, призывами судить ее, обвинениями в шовинизме и расизме. На казахстанском телевидении эксперты говорят, что за такие вещи дают теперь до 10 лет тюрьмы. Обсуждают, не стоит ли прекратить практику приглашений специалистов из-за рубежа. Татьяна извинилась, но это мало уже кого интересует.

Правление Евразийского банка от имени всех сотрудников заявило, что они не разделяют мнение Бурнакиной и считают его «неприемлемым». Грани между мнением, оценкой и фактами никто различать не хочет. Для банка, очевидно, имеет значение одно: Бурнакина нарушила корпоративную этику, выставив на всеобщее обозрение и внутреннюю кухню кредитного учреждения, заявив о внутреннем мошенничестве в нем. Банковская юрслужба изучает возможность предъявления Бурнакиной иска, а службы безопасности и внутреннего аудита начали проверки.
Если беречь друг друга, то, конечно, зависимые от религии, географии, многих прочих факторов зыбкие границы дозволенного в высказываниях о бывших республиках СССР еще больше сжимаются после истории с Крымом. Прошлой весной международный скандал с вызовом российского посла в Астане и объяснениями перед казахстанским послом в Москве вспыхнул из-за попытки порассуждать об истории Рудного Алтая, предпринятой Владимиром Штыгашевым, спикером Верховного совета Хакасии. Потом Казахстан обеспокоили размышления вслух о его государственности, которые позволил себе Владимир Путин на форуме прокремлевской молодежи на Селигере.
Крым начался под предлогом защиты интересов простых граждан. Поэтому теперь бывшие республики СССР особо внимательны не только к высказываниям российских политиков, но и этих самых простых граждан. Для них теперь язык их действительно враг их. Он в новой реальности никуда не доводит. Ни до Киева, ни до Алма-Аты.