От частного — к обществу

Исследование «Новой газеты» – Казахстан»: какими методами можно помирить разрозненное казахстанское общество

(Окончание. Начало в №12)

В ожидании перемирия

Можно ли в таком случае каким-то образом научить терпимости? Эксперты здесь почти в один голос заявили: можно. Однако способы решения проблемы все предложили совершенно разные.
Так, аналитик Виктор Ковтуновский настаивает на том, что главное лекарство от взаимной неприязни и агрессии – это парламентаризм. «[Должно быть] наличие институциональной площадки, на которой представители различных социальных групп могут принимать компромиссные политические решения, – говорит он. – Полномочный парламент, формирующий правительство, свобода политических объединений и честные выборы – вот универсальный рецепт национальной стабильности».
С Ковтуновским отчасти согласен и председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис – с той поправкой, что мирить никого и не нужно. «Надо создавать условия для нормального диалога, нормальных дебатов, нормального плюрализма и в обществе, и во власти (хотя бы в парламенте), – убеждён Жовтис. – Что государство (власть) должно делать: строго следить, чтобы любые формы насилия с любой стороны были исключены. А дальше ничего нового: независимые СМИ, свободно функционирующее и развивающееся гражданское общество, включая такие его особые формы, как политические партии и профсоюзы, деперсонифицированные и руководствующиеся только законом государственные институты, деидеологизированное мировоззренчески нейтральное государство. Тогда столкновение взглядов не будет приводить к острым конфликтам или, во всяком случае, будет исключать насилие».

На будущую парламентскую кампанию как способ оживить дискуссию по острым вопросам надеется и убеждённый социалист, доктор философских наук Азимбай Асаров. Вместе с тем он полагает, что при прочих равных всё равно речь в итоге будет идти о двух основополагающих способах объединения. «Всех может объединить либо какая-то великая идея, какой был, например, социализм, либо великая угроза», – говорит Асаров. К социализму рано или поздно мы всё равно обречены вернуться, ведь процесс уже запущен, а капиталистическая идея, по мнению эксперта, себя не оправдала. Пока же всех пытаются объединить при помощи образа врага. Это действенно, но опасно, заключает Асаров.
Политик Пётр Своик считает, что тот курс на евразийскую интеграцию, который взял Нурсултан Назарбаев, в перспективе поможет справиться с внутриэлитными разборками и определённым образом поспособствует объединению внутри страны. «Система сама всех помирит, – улыбается Своик. – Евразийская интеграция идёт, и никаких препятствий у неё нет. И по ходу процесса интеграции все идеологические лагеря будут в новую систему встраиваться. Даже те бизнесмены, кто сейчас не любит Россию, будут ездить советоваться в Москву».
Впрочем, есть и те, кто считает, что перемирие в обществе зависит даже не от самого общества. «Граница между двумя мирами прошла через общество, через семьи, через производственные коллективы, – подчёркивает публицист Сергей Дуванов. – Фактически сегодня в стране в идеологическом плане живут два совершено разных мира, которые не хотят друг друга слушать и понимать. Пропасть уже достаточно глубока, и ликвидировать ее в принципе не получится до тех пор, пока этот вопрос не решится в России. Эта «ватная» болезнь к нам пришла из России, и именно там она должна закончиться». Пока этого не произойдёт, все попытки мирить идеологических противников в Казахстане – это борьба с кашлем, а не с инфекцией.
Экономист Денис Кривошеев тоже не пылает оптимизмом и не строит иллюзий. «Заставить общество думать может только глобальный кризис и пустые холодильники, – уверен он. – Но государство это отчётливо понимает. Имея накопления от природной ренты, не реализованные для развития, оно тратит их в кризисные времена, чтобы необходимости думать не появлялось. Нам нужен новый 1991 год. Он подтолкнет вперёд. Все самые важные открытия делались на голодный желудок». Пока же «общество деградировало до амёбного состояния, где есть еда – хорошо, нет еды – плохо».

Правда, все эти умозаключения подразумевают некие движения «сверху» или влияние извне. Общество снизу тоже может и должно предпринимать шаги к оздоровлению. Один из них предлагает главный редактор актюбинской газеты «Диапазон» Елена Гетманова (предлагать своё видение разделения общества она не стала, сославшись на то, что не эксперт в этой области). «Нам прежде всего нужно вспомнить, что мы живём в Казахстане, и наша страна не играет в эту войнушку – ни в реальную, ни в информационную, – говорит Гетманова. – У нас же получилось, что основное большинство казахстанцев, вне зависимости от национальности, выступает «за родину, за Путина», а оппозиционное меньшинство – за Украину и Майдан. А наше место, на мой взгляд, ни за, ни против, а в стороне. Произошло это, видимо, потому, что наша внутренняя информационная повестка слишком скучная. Нет острой полемики, нет полярных мнений. И поэтому мы все с увлечением смотрим российский информационный триллер. А смотреть его нужно со своей позиции – и кроме российских ещё и украинские каналы (интернет в помощь). Это хоть немного будет намекать на объективность. И, конечно, нужны изменения в жизни страны, но изменения пошаговые, – подчёркивает редактор. – Я считаю, что лучше всего живут в тех странах, где даже монархов не свергали – в Швеции, Британии, Дании, Бельгии. А в несчастных революционных странах «портится карма», и народ потом долго живет так, как в России или СССР – бедно и в страхе