Этот миф сошел с ума?
- Подробности
- 4869
- 20.08.2015
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» — Казахстан»
Радуясь отправке Ермека Тайчибекова в психиатрическую лечебницу, противники пророссийского блогера создают ему образ борца, которого он не заслуживает.
На минувшей неделе в психиатрическую лечебницу для проведения обследования был помещен казахстанский блогер Ермек Тайчибеков, известный своими высказываниями в поддержку объединения России и Казахстана. Тайчибекова подозревают в разжигании межнациональной розни, и во время следствия подозреваемого уже проверили на вменяемость. Экспертиза показала, что у Тайчибекова есть проблемы с мышлением. Как выяснилось дальше, проблемы с мышлением есть и у всех его сторонников и противников.
Известное своей лояльностью к людям с пророссийской точкой зрения агентство Regnum достало судебное постановление, в котором говорится о необходимости помещения Тайчибекова в стационар. Как выяснилось, комиссию смутили «признаки параноидального синдрома с идеями реформаторства и величия», «нарушения в сфере мышления в виде обстоятельности, склонности к «рассуждательству», а также «нарушения в эмоциональной сфере в виде тусклости, монотонности, ограничения круга интересов, нозологическую принадлежность которых определить в амбулаторных условиях не представляется возможным». Иными словами, Тайчибеков считал, что он практически Сталин, Наполеон и Конфуций, а еще пустобрех и ограничен лишь интересами одной сферы (то есть постит политические тезисы и не постит котиков в Facebook).
Но главное обвинение – это, конечно, «идея реформаторства»: в советской карательной психиатрии это было одним из главных грехов для всех диссидентов. Русский писатель Владимир Буковский, прошедший через 12 лет вправления мозгов, в своем «Пособии по психиатрии для инакомыслящих» писал, что бред реформаторства, по мнению советских психиатров 70-х, можно свести к тезису «улучшение условий жизни может быть достигнуто только путем пересмотра сложившихся взглядов соответственно его идее о перестройке действительности». Это, как вспоминал Буковский, было очень удобным, хоть и спорным обвинением. «Попробуйте доказать, что ваши суждения об оккупации Чехословакии или об отсутствии в СССР демократических свобод не ошибочные суждения, но имеющие под собой реальные основания... И что не является «бредом преследования» слежка за вами и вашими близкими. И субъективная ваша оценка внутриполитической жизни в СССР отнюдь не ничтожна в сравнении с действительными фактами...», — иронизирует Буковский.
Собственно, сторонники Тайчибекова обвинили казахстанские власти в возвращении карательной психиатрии. Они даже составили петицию и разместили ее на сайте change.org (на выходных было собрано чуть больше 200 подписей), а некоторые единомышленники Тайчибекова вроде бы написали президенту с просьбой помочь.
А в противоположном лагере – кто Тайчибекова на дух не переносит — всю неделю царило ликование. Спектр радостных комментариев свелся к двум моментам: «там ему и место» (Жанболат Мамай) и «мы и до других доберемся» (коллективный разум). Некоторые пытались, впрочем, шутить: правозащитник Ермек Нарымбаев остроумно отреагировал на заявление Тайчибекова из лечебницы о том, что он полностью лоялен нынешней власти. «Нур Отан», принимай!» — написал Нарымбаев у себя в Facebook.
Несколько недель назад Тайчибеков давал интервью «Новой газете» — Казахстан» и тогда он не показался автору этих строк умалишенным или параноиком. Да, он излагал свои мысли, мягко говоря, не очень подкрепленные аргументацией, он откровенно юлил при ответах на прямые и неудобные для его позиции вопросы. В конце концов, Тайчибеков местами противоречил сам себе (подробнее см. «Диктатор – на самом деле неплохое слово» // 23.07.2015). Но, смею вас заверить, так ведут себя девять политиков из десяти. Послушайте любого депутата или акима и вы еще не те диагнозы поставите. Ну, а тот факт, что убеждения Тайчибекова могут не нравиться его оппонентам, нивелируется другим утверждением: в демократическом государстве выслушиваются все точки зрения – порой даже радикальные.
С другой стороны, и карательной психиатрией назвать помещение Тайчибекова в психиатрическую больницу нельзя. Во-первых, блогера продержат там всего месяц. Во-вторых, если в итоге суд признает его неадекватным и отправит на принудительное лечение – это менее страшно для Тайчибекова, чем реальный тюремный срок. Наконец, в-третьих, карательной психиатрии свойственна последовательность: то есть все, у кого есть тяга к «реформаторству», должны сесть и лечиться. Но сомневаюсь, что Кордайский районный суд Жамбылской области отправит на месяц для исследований человека, который говорит, что он и еще один политик, который неоднократно заявлял о сближении с Россией, посланы друг другу Богом, и хочет реформировать страну в пятой степени. Сомнительно, что этого политика следствие будет даже искать, но мы на всякий случай подскажем: его имя и фамилия начинаются на одну и ту же букву.
Поэтому посадка Тайчибекова – это ошибка и властей, и противников блогера. Стремясь максимально сохранить видимый только ею статус-кво (межнациональной проблемы нет, все живут в мире и согласии), власть убирает с дороги всех, кто в эту концепцию не вписывается. Так же она поступает и с теми, кто покушается на ее монополию решать, как выстраивать многовекторную политику. Ну, и конечно, это сигнал всем сторонникам «имперцев», что так может быть с каждым, кто попробует раскачать лодку стабильности в стране.
Нюанс лишь в том, что Тайчибеков в лагере «имперцев» — самый заметный, однако самый безобидный человек. Сложно представить, что, сидя в Таразе, обычный блогер может спровоцировать приход российских танков. К тому же, Тайчибеков, повторюсь, обычный демагог, который всего лишь упивается своей, как ему кажется, уникальностью. Есть гораздо более опасные личности, которые запросто могут устроить «русский мир» в одном отдельно взятом регионе страны. И сложно даже представить, что правоохранительная система Казахстана не знает этих людей. Но, конечно же, удобнее ловить и поодиночке наказывать тех, кто не может ответить, чем бороться с российской телепропагандой, которая превратила в таких тайчибековых полстраны.
Как следствие, стремясь к одной цели, власть добивается цели прямо противоположной. Теперь те, кто был индифферентен и нейтрален, начнут волей-неволей сочувствовать Тайчибекову. Те же, кто был сторонником России в Казахстане, еще больше укрепятся в своем мнении о том, что «Путин придет – порядок наведет».
Ну а требующие расправы над Тайчибековым идеологические оппоненты и вовсе создают ему образ героя, идущего против системы. Этот образ борца – абсолютно ложное представление о Тайчибекове, но теперь все будут знать, что на него начались гонения, а значит, ни о какой демократии в стране говорить нельзя.