Канат Нуров: «Не надо искусственно придумывать казахский язык»

О потере кочевого духа, правосознании и культе личности в Казахстане

Восемнадцатого октября в дискуссионном клубе «АйтPARK» президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров презентовал изданные фондом книги «Казахстан: национальные идеи и традиции» и «Информационное общество 2030». Модератор заседания Нурлан Еримбетов отметил, что в работах много противоречий, усомнился в правильности изложенной точки зрения на вопрос о происхождении казахов, и вообще заявил, что авторы «опоздали со своей книгой лет на сто».

Канат Нуров:  В книге говорится, что происхождение казахов обусловлено социальной природой. Слово «қазақ» первоначально обозначает «отколовшийся от рода и племени» (кто хотел кочевать аулом, в отрыве от своих родов, бежали). А рассматриваемые роды и племена есть этнополитические объединения, поэтому каждый современный казах помнит, что он найман или аргын, это же реальные национальности.

Нурлан Еримбетов: А вам не кажется, что вопрос объединения казахских родов уже неактуален. Сейчас людей больше объединяет бизнес.

.


К.Н.: Бизнес — это явление не такого общего характера. Казахи должны в первую очередь определиться, какова их роль в глобальной истории, в этом отношении книга совсем не опоздала. И вообще, как говорится, лучше поздно, чем никогда. А откуда мы произошли, по-моему, вполне ясно — от аульного кочевания. Золотая Орда — это же и есть мы,  давайте честно признаем! Русские были и есть, татары были и есть, а куда делись древние монголы Золотой Орды? Важно не путать современных монголов с древними. Это два разных этноса.

Хотел бы добавить про нашу историю. Вот мы пишем про падение Отрара: «горели казахские книги!». Да какие казахские книги в ХIII веке? У нас города-то появились в конце ХIХ — начале ХХ века. Если посмотреть на падение Отрара, то увидите, что рода и племена, которые сжигали его, – это найманы, кереи, аргыны — все протоказахские рода. То есть мы, казахи, и сожгли Отрар, надо правде в глаза смотреть! Хоть история наша и велика, но аль-Фараби с чалмой вряд ли похож на казаха, не надо ничего придумывать!

Н.Е.: Каким был казах 300 лет назад, и какой он сегодня?

К.Н.: Древний казах — кочевник, степной рыцарь, герой-одиночка, поэт. Современные казахи стали хуже в области правосознания, поскольку раньше любой казах считал, что право — это закон, данный свыше. Сегодня мы потеряли наш кочевой дух, нам трудно сдвинуться с места. А в представлении современных турков, например, казах — это мачо (улыбается).

Н.Е.: А не мешает ли правосознанию культ личности, который, несомненно, присутствует в нашей стране?

К.Н.: Да, культ личности неоспорим. Но помимо принципа законности должен быть принцип правозаконности, то есть сам закон должен быть правовым. Есть широкое значение демократии – это в первую очередь права человека. Но демократия — не самоцель. Не забывайте, что при  помощи демократии к власти пришли фашисты, и если у нас на парламентских выборах, скорее всего, победят национальные патриоты, то конфликт между казахскоязычной и русскоязычной частями населения приобретет ощутимые формы, если не будет культа личности. Да, он противоречит свободе, но в нашем случае я не выступаю его ярым противником.

Н.Е.: Вы считаете, что потеря национального языка не ведет к гибели самой нации?

К.Н.: Я обосную. Во-первых, казахстанский народ многонациональный. Во-вторых, у нас очень большая доля русскоязычного населения, а в стереотипах поведения казахов осталось много от советской ментальности. Однако, несомненно, что потеря казахского языка – катастрофа для этнической культуры и для всего человечества! Я со слезами на глазах наблюдаю, как многомиллиардные средства уходят на искусственное придумывание казахского языка. И не надо делать вид, что мы говорим на казахском лучше, чем на русском, хоть меня это очень расстраивает! Мы должны смотреть правде в глаза: если не хотим потерять казахский язык, то должны осознать, что нужно пропагандировать все казахстанское искусство в целом. Мое желание – чтобы все говорили на казахском, но и не потеряли бы при этом русский и английский языки! Надо полюбить язык ненасильно, и тогда мы его не потеряем. Мы должны быть открыты миру. Казахстан не должен быть только для казахов.

Н.Е.: Вы согласны с высказыванием  русского ученого-востоковеда А. И. Левшина, что у казахов много нетронутых земель просто потому, что они им не нужны?

К.Н.: Он прав лишь отчасти. В большинстве своем наша земля просто непригодна для земледелия.

Н.Е.: А вы согласны отдать миллион гектаров этой «ненужной» земли китайцам?

К.Н.: Конечно, нет. Территория — основа государства. Мы были свободолюбивой нацией изначально, так давайте помнить об этом, и тогда мы создадим общегражданскую нацию.