Ялчин КАРАЯГИЗ: «Мы готовы делать кино с Казахстаном»

В работе V МКФ «Бастау» участвовал Ялчин Караягиз, ректор крупнейшего и всемирно известного вуза Турции – Университета изящных искусств имени Мимар Синана (Mimar Sinan Fine Arts University).

– Господин Ялчин, какие творческие профессии можно приобрести в вашем учебном заведении?
– Университет изящных искусств имени Мимар Синана – это самый первый университет в стране, основанный еще во времена Османской империи, в 1882 году. Он дает образование художникам, музыкантам, архитекторам, артистам, кинематографистам, специалистам телеиндустрии, фотографам. Бакалавриат длится 4 года, потом можно поступить в магистратуру или докторантуру.
– Проводится ли на базе вашего университета международный студенческий кинофестиваль, подобный «Бастау»?
– Раньше он у нас был, и мы хотим его возродить. У наших студентов большие возможности, так как база университета технически очень хорошо оснащена. Студенты снимают фильмы, лучшие из них доходят до зрителей благодаря телевидению, так как у университета налажена связь с телеканалами. Сейчас во всем мире популярны турецкие сериалы, если взять любой из них, то в съемочной группе вы обязательно найдете наших выпускников. Например, исполнитель главной роли в сериале «Великолепный век» (или «Сулейман Великолепный») Халит Эргенч учился в нашем университете, в консерватории. Он музыкант, оператор, вырос в актерской семье, хотя до этого учился в техническом университете. На 67-м Каннском кинофестивале наш выпускник – режиссер Нури Бильге Джейлану – получил главный приз «Золотую пальмовую ветвь», обойдя российского режиссера Андрея Звягинцева.

– Сколько лет вы занимаете должность ректора?
– Пять лет, но я преподаю, имею студию в департаменте живописи. В молодости у меня был опыт работы декоратором в театре и кино, доводилось ездить по стране в поисках натуры для съемок. Я работал и дружил с выдающимся турецко-курдским режиссером, актером, сценаристом Йылмазом Гюнеем, который в 1981 году получил политическое убежище во Франции. В 1983 году я был художником-постановщиком на его последней картине «Стена», вместе с ним мы 22 дня колесили по Франции, я сделал все декорации к этому фильму. К сожалению, он прожил недолгую жизнь – всего 47 лет, в 1984 году его не стало. Гюней похоронен в Париже. В общении он был очень простым человеком. (Во Франции Йылмаз Гюней закончил начатую Шерифом Гереном картину «Дорога», которая была признана лучшим фильмом 35-го фестиваля в Каннах, наряду с «Пропавшим без вести» Коста-Гавраса, и удостоена «Золотой пальмовой ветви». – Прим. ред.) А еще я знаком с нашим известным актером, режиссером, продюсером Фикретом Хаканом. С ним я готовил театральную постановку «Зорба», кстати, по этой пьесе был когда-то снят знаменитый фильм с Энтони Куином в главной роли.
– Греческая пьеса нормально воспринимается турецкой публикой? Не секрет, что между турками и греками были и случаются противоречия?
– Между политиками, но не между народами. История наших народов, культура неотделимы друг от друга. Постановка прошла с аншлагом, все билеты были проданы.
– Развалины, исторические памятники древнегреческой цивилизации на территории Турции обеспечивают успех современных туристических маршрутов.
– К каким культурам и цивилизациям они принадлежат – спорный вопрос!
– Периодически в Турции происходят столкновения между курдами и турками. Почему?
– С 1823 года турки и курды находятся в дружеских отношениях, распри зачастую вносятся зарубежными политиками. Я думаю, эти конфликты провоцируют США, пытаясь достичь каких-то своих геополитических целей. На деле же противостояние курдов и турок преувеличено. Вот я, например, по маме курд, а по отцу турок, но мне без проблем доверили руководство таким престижным университетом. И таких семей, как моя, в Турции тысячи.
– Есть мнение, что политика нынешнего президента Турции Тайипа Эрдогана расходится с принципами, заложенными Ататюрком...
– От принципов Ататюрка невозможно отойти даже Эрдогану. Мудрая политика Ататюрка дала нашей стране прогресс, процветание, стабильность и определила наше будущее на века.
– В последние годы Турцию облюбовали голливудские кинематографисты. Например, действие предпоследнего фильма о Джеймсе Бонде «Скайфолл» происходит в Стамбуле, а знаменитый американо-австралийский актер Рассел Кроу вообще свой режиссерский дебют «Искатель воды» об участии австралийских солдат в Первой мировой войне против турецких войск почти весь снял в вашей стране с вашими знаменитыми актерами. Не думаете ли вы, что и казахстанским кинематографистам неплохо было бы поработать вместе с турецкими коллегами?
– Мне очень странно, что этого до сих пор не произошло. Тем более что мы сотрудничаем с Евразийским национальным университетом имени Льва Гумилева, который находится в Астане. Мы братские тюркские народы, но казахстанские кинематографисты почему-то предпочитают работать с российскими. Думаю, пора это исправлять, и я со своей стороны не только заинтересован, но и готов максимально способствовать тому, чтобы на экранах и телевидении появилось бы как можно больше казахстанско-турецких фильмов и сериалов.