Ответсек и его компания
- Подробности
- 3924
- 12.11.2015
- Александр КРАСНЕР, от имени и по поручению коллективов «Новой» — Казахстан» и примкнувшей к ней «Антенны»
Самому жизнерадостному журналисту Алма-Аты Юрию Николаевичу Кулибабе — 85 лет
С Юрием Николаевичем Кулибабой я познакомился 26 лет назад, на излете советской власти. В 1989 году мы оказались вместе в редакции газеты «Кооперативные новости». Ее затеял один из первых крупных казахстанских предпринимателей – Михаил Сергеевич Хурин. Был он из журналистов – работал когда-то в «Вечерней Алма-Ате», поэтому и коллектив подбирал в основном оттуда, правда, перетасовав все прежние должности своих сотрудников. Так, экс-главный редактор «Вечерки» Вадим Петрович Чундеров стал у него ответственным секретарем, а бывший зам Чундерова, Владимир Васильевич Литвиненко, здесь, наоборот, получил должность главного редактора. Юрий Николаевич Кулибаба (бессменный ответсек «Вечерки») пошел в замы к Вадиму Петровичу, а Филиппа Пистопуло (зама Кулибабы в «Вечерке») и меня приписали к ним в помощники.
Вообще, коллектив в «Кооперативных новостях» собрался разношерстный. В одном большом кабинете можно было встретить скандально известного почти на весь Советский Союз недавно освободившегося из мест заключения Виктора Колодочку и двух собкоров центральных газет Валерия Буренкова («Социалистическая индустрия») и Олега Квятковского («Труд»). Нашел тут пристанище и опальный директор Издательства ЦК Компартии Казахстана Январбек Сагимбаевич Тлевлесов. А фотокором здесь был ни много ни мало сам Иосиф Будневич – многолетний личный фотограф Димаша Кунаева. Корректорское бюро возглавляла жена Чундерова Гильда Серафимовна, она же следила за порядком и дисциплиной в редакции.
А так как «Кооперативные новости» редактировал бесшабашный авантюрист (в хорошем смысле этого словосочетания) Володя Литвиненко, то газета, по тем временам, была хулиганской. Помню, он как-то предложил напечатать текст на полосе вверх ногами, чтобы озадачить читателей. Но Чундеров и Кулибаба были не готовы к такому авангардизму, и текст поместили традиционным образом.
«Кооперативные новости» – первая в Казахстане частная газета, прародительница сначала «Каравана», потом «Времени» и массы подобных газет в России: владелец «Каравана» Борис Гиллер растиражировал ее модель в своих региональных изданиях под брендом «Провинции» от Калининграда и почти до Владивостока.
Увы, многих, кого я здесь вспомнил, уже нет в живых: давно ушли из жизни Михаил Сергеевич Хурин, Витя Колодочко, не смог адаптироваться к греческой жизни Филипп Пистопуло, несколько лет назад не стало Иосифа Будневича, в прошлом году тихо скончался веселый, шумный и неугомонный Володя Литвиненко, а в марте этого года нас покинул Вадим Петрович Чундеров.
И вот в связи с 85-летием Юрия Николаевича Кулибабы (который, слава богу, жив и для своего возраста практически здоров – ноги только иногда подводят) появился повод вспомнить их всех. Эти люди – его компания. А компанию, где весело жилось и работалось, Юрий Николаевич любил. И ключевое слово здесь – весело. Я, например, вспоминаю только веселые моменты в работе с Кулибабой.
Как-то во время ночного дежурства нам с Филиппом Пистопуло для повышения рабочего тонуса потребовалось выпить. Поэтому логичный в это время суток вопрос: где взять? Но для Филиппа это был не вопрос. Он быстро набрал домашний номер телефона Кулибабы, мирно отдыхавшего от трудов праведных. Трубку взяла Роза, добрейшая супруга Юрия Николаевича, которой Филипп в безапелляционной форме сообщил, что произошло ЧП (в одном случае – это рассыпался набор, и его нужно заново собрать, а в другом – привезли типографскую краску, которую срочно необходимо размешивать), и без Кулибабы нам не справиться. Через полчаса в типографии появлялся задорный Юрий Николаевич с флаконом живительной влаги. Много позже, на одном из новогодних банкетов уже в «Караване», доверчивая Роза призналась нам с Филиппом, что и вправду считала собирание набора и размешивание типографской краски обязанностями ответственного секретаря и поэтому беспрепятственно отпускала ночью мужа на службу газете.
Вообще, в «Кооперативных новостях» мы работали легко – Чундеров с Кулибабой творили, мы с Филиппом воплощали полет их фантазии в реальную газету. Правда, процесс их творчества порой затягивался, так как после каждого удачного дизайнерского решения этот тандем удалялся отметить сие событие, а вернувшись, другими глазами смотрел на свою работу, и она ему уже решительно не нравилась. Они ломали уже сверстанную на фотонаборе полосу и начинали творить заново, периодически удаляясь отметить то или иное удачно найденное новое решение. Перфекционисты – что поделаешь…
Кстати, выпивка никак не мешала Юрию Николаевичу через пару-тройку дней на «Медео» участвовать в традиционном забеге по чуть ли не вертикальным ступенькам на самый верх противоселевой плотины. Вот здоровье!
Помню, как однажды, когда я уже издавал в Казахстане «Комсомольскую правду», ко мне пришел взволнованный Кулибаба и сказал, что в «Казправде», где он тогда работал, его обвиняют в том, что он параллельно еще пишет и в московскую «Комсомолку» статьи, прямо скажем, сомнительного содержания (на взгляд руководства «Казправды», конечно). «Ты не знаешь, – спросил он меня, – кто у вас там мной подписывается?» Я ответил, что никто его именем не подписывается, а просто в «Комсомолке» работает на Украине собкором его полный тезка – Юрий Николаевич Кулибаба, могу познакомить. И состоялся забавный и душевный разговор двух Кулибабов. Правда, наш казахстанский оправдывался, что на украинской мове знает всего четыре слова: жинка, горилка и здоровеньки буллы. На что днепропетровский Кулибаба отвечал: этого вполне достаточно, и таким образом украинская мова выучена в полном объеме.
Если кому интересно, сейчас Юрий Николаевич воспитывает внука, которого ему подарил сын – легендарный казахстанский легкоатлет (участник Московской Олимпиады в прыжках с шестом) Сергей Кулибаба. А в свободное от внуков время ходит по театрам (он завзятый театрал) и с удовольствием читает «Антенну» (газету, которую тоже издает наше предприятие). А «Новую» не читает, говорит, там много негативного, а хочется светлого. Но этот номер «Новой», надеюсь, прочтет, по крайней мере – эту заметку.