Кто не спрятался – тот и виноват

Задержан директор футбольного клуба «Актобе» Дмитрий Васильев. Он сделал все, чтобы его не было жалко никому, но ключевой вопрос, как далеко теперь готовы пойти следователи

Во вторник, 8 ноября, в Актобе Антикоррупционным бюро был задержан генеральный директор местного футбольного клуба Дмитрий Васильев. Он подозревается в хищении более 300 миллионов тенге из бюджета клуба. Несмотря на ожидаемое раздражение действиями одиозного гендиректора «Актобе» в течение всего прошедшего футбольного сезона, для большинства экспертов эта новость стала несколько неожиданной. Впрочем, она тоже превратится в ожидаемую, если Васильевым все и закончится.


Конец пути

Когда несколько недель назад президент Федерации футбола Казахстана Ерлан Кожагапанов сначала «временно» оставил свой пост, а потом и вовсе ушел в отставку, футбольные болельщики и наблюдатели стали с увлечением спорить, что будет с теми, кто весь последний сезон действовал с Кожагапановым «в одной связке». В частности, особое внимание было приковано к Дмитрию Васильеву, генеральному директору футбольного клуба «Актобе», который всегда и во всем без исключения поддерживал Кожагапанова публично и неоднократно был похвален самим президентом ФФК. Между тем с момента появления Васильева в «Актобе» его судьба перестала принадлежать и ему самому, и сочувствующим ему людям в футбольных структурах. «Новая газета» – Казахстан» уже писала о том, что многое в судьбе гендиректора будет зависеть от позиции местных властей (см. «Матчи раздора», №43 от 27.10.2016 г.). Так в итоге и вышло.
Напряжение нарастало постепенно. Сначала «Актобе» не смог получить место в четверке лучших команд сезона, после чего клуб впервые за 11 лет лишился еврокубков (а это рейтинг и дополнительные деньги). Несмотря на это, Дмитрий Васильев устроил настоящую предвыборную кампанию с попыткой остаться на второй год. Сначала он провел заседание членов футбольного клуба, на котором получил стопроцентную поддержку. Все бы ничего, но в этот клуб входит всего 50 человек, а проголосовало в итоге меньше сорока. Затем журналисты сообщили о том, что некие люди совершают смс-рассылку среди болельщиков команды, чтобы они отдали свои голоса Васильеву под письмом, которое вроде как должно было отправиться в акимат на имя Бердибека Сапарбаева.
В конце концов, Васильев опубликовал зарплатную ведомость команды, желая показать, что по сравнению с предыдущим годом затраты на оклады футболистам упали в разы. Но и тут случился конфуз: бумага не только была без каких-либо печатей или подписей, что заставило всех усомниться в ее подлинности, – выяснилось, что в этом списке нет премиальных, которые увеличили бы зарплатную ведомость в разы. И это уже не говоря о том, что в списке не было зарплаты самого Васильева, а экс-игроки «Актобе» Самат Смаков и Алексей Щеткин (по «документу», они получали больше всех – шесть и девять миллионов тенге в месяц соответственно) намекнули на судебные иски в отношении гендиректора.
Ключевые события начали развиваться с конца прошлой недели. Дмитрий Васильев, завсегдатай сети Twitter, резко высказался против главы Казахстанского альянса блогеров Галыма Байтука, в грубых выражениях обвинив его в ангажированности к футбольному клубу «Кайрат». Затем там же Васильев написал, что в переходном матче за право выступать в чемпионате следующего сезона «Алтай» из Восточного Казахстана победил команду «Тараз» со счетом 3:0 не просто так. «Семейская футбольная мафия всесильна… или бессмертна», – написал Васильев.
А вечером в понедельник, 7 ноября, молчавший несколько месяцев аким области Сапарбаев дал интервью, в котором прямо сказал: Васильев должен уйти. «Васильев не оправдал моих ожиданий. Когда он был директором, обещал выиграть в первом матче Лиги Европы. Обещал занять четвертое место. Всего этого не было. Сейчас мы рассматриваем этот вопрос. По-моему, его нужно освобождать от должности», – сказал Сапарбаев.
Но уйти Васильев не успел: во вторник вечером стало известно, что Антикоррупционное бюро подозревает гендиректора «Актобе» в многомиллионных хищениях. По версии силовиков, Васильев подозревается в хищении более 300 миллионов тенге бюджетных средств, выписав премиальные себе и тренерскому штабу. При этом якобы только за выход в «шестерку» лучших команд «творцы» достижения получили 69 миллионов тенге, из которых сам Васильев – 15 миллионов тенге. На основании этих подозрений гендиректор «Актобе» отправился в изолятор.


Что дальше?

Риторика от Сапарбаева была очень похожа на команду «фас», признают эксперты, но при этом все равно с трудом подбирают слова: такой поворот в истории с Васильевым даже им кажется неожиданным. «В какой-то мере это сюрприз, – говорит в беседе с корреспондентом «Новой» – Казахстан» футбольный эксперт Айдын Кожахмет. – Я думал, что наиболее оптимистичным вариантом развития событий будет, если Васильева просто с позором выгонят. Интервью Сапарбаева похоже на команду: трудно объяснить иначе, что молчавший столько времени об «успехах» своего «ставленника» аким вдруг просто так дал резкий комментарий». «Васильев всех, кого только можно было, все время называл «негодяями и мерзавцами». Теперь и его «определили», – констатирует эксперт Николай Иванов. – Теперь, наверное, начнут защищать Васильева: мол, он хороший. А аким просто не мог больше молчать: пауза становилась просто неприличной».
Любопытно, но защищать Васильева открыто пока решился только один человек – бывший президент ФФК Ерлан Кожагапанов. На своей странице в Facebook он одновременно разместил ссылки на две новости: о публикации Васильевым зарплатных ведомостей и о его задержании, словно намекая, что стало причиной репрессий. На язвительные и просто грубые высказывания комментаторов о том, что Кожагапанова нужно проверить самого, тот отреагировал в духе интернет-мема «Тебе если посты мои не нравятся, так ты выйди со мной раз на раз, а не в интернете базарь». «Вот мой сотовый. Я в Астане! Увидимся прямо сейчас давай! Хватит душку?» – с вызовом написал экс-президент ФФК одному из комментаторов.
Впрочем, самого Кожагапанова проверять если и начнут (его вызов в качестве свидетеля представляется очевидным), то разве что в крайнем случае, считают эксперты. «Я так скажу, что у людей вроде Кожагапанова высокие «покровители», – считает Айдын Кожахмет. – Не думаю, что до них доберутся: разве что обнаружатся [неопровержимые] доказательства состава преступления. Но маловероятно, что будет так же, как с Васильевым». «Учитывая, что Васильевым занимается местное Антикоррупционное бюро, думаю, что до остальных дело не дойдет, – размышляет Николай Иванов. – Масштаб все-таки не тот».
Однако теоретически дело может зайти дальше, чем просто задержание Васильева. Во-первых, актюбинская газета «Диапазон» сообщила, что силовики проверяют «Актобе» на причастность к договорному матчу с шымкентским «Ордабасы», а это как раз и есть «другой масштаб». Во-вторых, Васильев может начать говорить о том, как велись дела в течение всего сезона, а это внесет определенные коррективы в действия силовиков. В-третьих, многое опять-таки будет зависеть от местных властей: позволят ли они раскрутиться скандалу на полную катушку.
При этом, как бы ни сложилась ситуация (а вариантов – море: не исключено даже, что Дмитрий Васильев будет отпущен, и уедет из страны), репутационно актюбинский футбол и все его персонажи уже проиграли. Дмитрий Васильев совершенно точно больше не будет директором ФК «Актобе»: руководство областного управления спорта хоть и назвало ситуацию «громом среди ясного неба», тут же поспешило отмежеваться от Васильева, сказав, что и так собиралось его увольнять. Команду «Актобе» же ждет очередная перестройка: аким Сапарбаев в интервью заявил, что ставка на местных воспитанников будет еще сильнее, а футбол вообще не приоритет для нынешней власти. «Еще ведь нам другие виды спорта нужно развивать, надо воспитать чемпионов Олимпийских игр», – недвусмысленно обозначил направление аким.
Если так и произойдет, команда «Актобе» еще какое-то время будет без еврокубков и без борьбы за высокие места в чемпионате Казахстана. Болельщиков это должно огорчать, но им пора привыкнуть, что их голос вряд ли будет услышан, вне зависимости от того, кто будет стоять у руля футбольной и любой другой власти: все-таки не Америка с ее выборами.