Казахстанская арестократия

Страну накрыло волной задержаний высокопоставленных чиновников. Зачистка перед операцией «Преемник», заговор или избавление от «рук Кремля»?

Комитет национальной безопасности арестовал бывшего первого заместителя
руководителя Администрации президента Назарбаева. Бывший председатель КНБ
также под арестом. Под нож идут министры, главы крупных организаций и журналисты.
Что случилось?


Внутри все оказалось как-то не так

Утром 16 января стало известно, что в Казахстане за «незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов» задержан и арестован (пока на два месяца) бывший первый заместитель руководителя Администрации президента Назарбаева Баглан Майлыбаев. Бывшим он стал 12 января и в тот же день был задержан вместе со своим непосредственным помощником Николаем Галихиным. Что именно и кому разглашали чиновники крайне высокого ранга, пока неизвестно, однако вполне возможно, что речь идет о работе на одно очень близкое к Казахстану государство. «Для меня лично было всегда очевидно, что Майлыбаев работает не в интересах Казахстана, – говорит политический эксперт Айдос Сарым. – Если речь идет о разглашении каких-то тайн и документов, то встает вопрос, кому они передавались. Для меня главным вариантом видится Россия – давно говорилось, что в АП есть люди, работающие на Кремль».
Любопытно, что одновременно с задержанием чиновников в интернете стали распространяться скриншоты со страниц из социальных сетей из аккаунтов, зарегистрированных под именем Николая Галихина. На них видны демотиваторы и «фотожабы», высмеивающие Украину, и картинки в поддержку действий России на территории Украины и вообще в мире. По некоторым данным, сразу после задержания Майлыбаева и Галихина страницы в социальных сетях были почищены – сейчас там действительно нет ничего, что выдавало бы политические взгляды бывших сотрудников АП. Однако важно даже не это, отмечает Айдос Сарым: в конце концов, это личные взгляды человека (которого незадолго до задержания наградил орденом Почета президент Назарбаев и который работал в отделе внутренней политики АП. – В.П.). «Важно теперь посмотреть, как будет реагировать на это Кремль, и будет ли охлаждение отношений», – говорит политический эксперт.
Официальная Москва на происходящее пока не отреагировала никак, даже если у нее и есть интерес в этом деле. Другой вопрос, что версия с «рукой Москвы» пока не обсуждается широко. Более распространенное объяснение происходящим событиям – активная фаза операции «Преемник», которую давно ждут в Казахстане. Здесь это называется «транзитным периодом». Дело в том, что за последние несколько недель в республике задержаны или арестованы высокопоставленные лица самого разного уровня. Так, перед Новым годом за то же самое «разглашение государственных секретов» силами Комитета национальной безопасности был задержан бывший глава КНБ Нартай Дутбаев. Сразу после Нового года на два месяца по обвинению в систематическом получении взяток при осуществлении госпрограмм арестовали экс-министра национальной экономики (сняли его за месяц до задержания) Куандыка Бишимбаева. Кроме того, в течение прошлого года были арестованы сразу несколько руководителей крупных информационных ресурсов.
«Аресты, которые мы наблюдаем в течение последнего года (а можно еще и вспомнить более дальний по времени арест бывшего премьера Серика Ахметова), – это признак того, что внутри элиты начался период чистки и перераспределения властных ресурсов, – говорит в беседе с корреспондентом «Новой» – Казахстан» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. – Перегруппировка сил идет, но вопрос лишь в том, где на это дает разрешение сам Назарбаев, а где работают самостоятельно сильные игроки».
По мнению Сатпаева, последние аресты были бы невозможны без личной санкции Назарбаева (сам он на время объявления об аресте бывшего зама руководителя своей Администрации уехал в Дубай), но все опять-таки зависит от того, как ему подается информация о том или ином человеке. «Борьба за уши и глаза президента идет постоянно, – говорит Сатпаев. – Тот же Майлыбаев как один из серых кардиналов внутренней политики в стране особо не попадал в скандалы. Но с учетом его задержания можно говорить о том, что кто-то подал главе государства отчет о действиях Майлыбаева так, будто бы он представляет угрозу».
«Не все сейчас верны Елбасы, – подтверждает известный оппозиционный журналист Гульжан Ергалиева. – Каждый начинает думать о себе, о своих капиталах в преддверии ухода Назарбаева. Поэтому и началось шевеление». Ергалиева считает, что именно для того, чтобы зачистить «поляну» вокруг президента, в КНБ в прошлом году назначили бывшего премьера Карима Масимова. «Он должен создать гарантийные условия для безопасного транзитного периода, и у него есть безграничное доверие со стороны президента», – считает журналист. А проблема в безопасности перехода власти от одной персоналии к другой есть, уверена Ергалиева: за время, что Майлыбаев находился в должности, в стране прошло несколько крупных социальных катастроф – от Жанаозена до земельных митингов, плюс последняя история с обязательной временной регистрацией населения (в многочасовых очередях уже умерли два человека).


Теории заговора

Впрочем, существует еще одна версия задержания высокопоставленных чиновников с приставкой «экс», о которой если и говорят, то пока неофициально. Открыто ее высказала лишь та же Гульжан Ергалиева в своем посте на Facebook, где заявила, что речь может идти о спланированном заговоре вокруг президента для дестабилизации ситуации в стране. По ее словам, возможно с этой целью «создалась перманентная политическая напряженность, а общественность сильно взбудоражилась, доверие к власти скатилось до нуля. Даже бравый «Нур Отан» затух и не смог или не захотел хоть как разрядить обстановку. А еще – атака террористов на западе страны и в Алма-Ате... Словом, чем не предреволюционная ситуация? За все эти события по прямым обязанностям отвечал отдел Майлыбаева. Здесь не надо даже заглядывать в инструкции. Халатностью, бездарностью ли были действия руководства АП либо злонамеренной диверсией против государственной безопасности страны и мощнейшей дискредитацией авторитета лидера нации в стране и мире, которым были вверены ключевые рычаги политического управления страной?», – спрашивает Гульжан Ергалиева.
Иными словами, по мнению журналиста, все события, случившиеся во время работы Майлыбаева в должности замруководителя АП, будь то митинги по земле или жесткое закрытие СМИ с альтернативной точкой зрения, вполне укладываются в стратегию «расшатывания» ситуации внутри страны. «Если очевидное, что происходило в стране, совпадет с предъявленными обвинениями по злоупотреблению должностными полномочиями не только бывшему заму, но и его непосредственным заказчикам сверху или сбоку, тогда можно надеяться, что власть всерьез озабочена угрозой политической дестабилизации в стране и попытками бросить народ в хаос, чтобы в мутной воде кому-то словить власть. То есть устроить хунту по-казахски», – пишет Ергалиева.
Весь вопрос лишь в том, как будет развиваться ситуация дальше. С одной стороны, демонстративный арест людей из высоких кабинетов после снятия их с должности означает сигнал для всех, что неприкасаемых больше нет, считает Досым Сатпаев. С другой – сейчас наступает время политических торгов, когда каждый следующий репрессивный шаг будет предметом манипуляций внутри элит. Учитывая, что на прошлой неделе начались заседания рабочей группы по перераспределению полномочий власти в стране и де-факто грядущему изменению Конституции, политическая борьба в Казахстане обостряется на всех уровнях. А это означает, что каждый следующий арест может стать громче предыдущего.
Кроме того, важно понимать, с кем в контакте мог работать Майлыбаев, если подозрения КНБ в отношении него подтвердятся. По словам источника «Новой» – Казахстан», близкого к силовым структурам, круг подозреваемых по «делу Майлыбаева» может быть существенно расширен. Речь не только о тех, кто был снизу, но и о тех, кто действиями Майлыбаева руководил. В связи с этим источник напоминает, что незадолго до ареста чиновников из АП в отставку на пенсию достаточно внезапно был отправлен знаковый политический тяжеловес Аслан Мусин, который, как замечает эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов («Проблема транзита власти в Казахстане России угрожает больше, чем проблема отношений с Узбекистаном», «Новая» – Казахстан», № 2 от 12.01.2017 г.), вместе с печально известными братьями Рыскалиевыми – до сих пор неформальные лидеры элиты Западного Казахстана, где в прошлом году начались земельные протесты, и было совершено нападение террористов на Актобе. Майлыбаев много лет проработал под руководством Аслана Мусина, и у них, по мнению источника, сохранились отличные отношения.
Это, конечно, ничего не значит в обычной ситуации, однако сейчас ко всем связям бывшего куратора идеологии в стране будет приковано особое внимание, а Мусин к тому же, по словам источника, пока не вернулся в страну (официально это подтвердить к моменту выхода номера не удалось. – Прим. «Новой» – Казахстан»).
Может быть, однако, и ситуация, при которой аресты Майлыбаевым и ограничатся. Ведь внутриполитический торг на то и внутриполитический, что фигуры, под которыми шатаются кресла, всегда могут обеспечить себе дополнительную устойчивость, предоставив власти гарантии своей лояльности. А учитывая, что Майлыбаева за глаза называют одним из кураторов «удушения» всей оппозиционной прессы, а также куратором создания сюжетов про «схроны с оружием» незадолго до земельных митингов (некоторые приписывают ему даже задумку про «передачу денег за митинги в эфире»), сам по себе арест такой одиозной фигуры уже может успокоить либеральную общественность. Пошумят – и забудут.


На деревню дедушке

Если истории с арестами бывшего председателя КНБ Нартая Дутбаева, экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, тех же Майлыбаева с Галихиным можно объединить в один общий сюжет с разными вариациями, то еще одно событие, произошедшее сразу после последних арестов, несколько выбивается из этого ряда. Президентский внук Айсултан Назарбаев, активизировавшийся в последние месяцы громкими постами в социальных сетях, в которых он открыто заявил о «борьбе кланов» в окружении своего деда («Операция «Раздраженный внук», «Новая» – Казахстан», №49 от 8.12.2016 г.), снова написал очень громкий пост – на этот раз в духе 30-х годов.
«Мы все видим, как г-н Карим Масимов расчищает окружение Президента от коррупционеров и прилипал. Нигде уже не используется это старое словосочетание «враг народа», но я думаю, что оно крайне уместно в отношении проворовавшихся чиновников высшего эшелона. Потому что плохо они делают не друг другу, а именно народу. Зная своего деда, я могу смело утверждать: эту трудную работу Масимов будет проводить до полной очистки окружения Президента Казахстана», – пишет президентский внук. На этом Айсултан Назарбаев не останавливается и перечисляет имена «врагов народа». «Лично мне интересно, сохранят ли в итоге свои кресла председатель Нацбанка Акишев, руководитель аппарата президента Джаксыбеков? Ведь их прямые подчиненные подозреваются в совершении тяжких коррупционных и государственных преступлений. А я хорошо знаю упомянутых господ, и никогда не поверю, что кто-то умудрялся проворачивать серьезные дела за их спинами втайне».
Досталось и нынешнему вице-премьеру Имангали Тасмагамбетову, и известному олигарху Булату Утемуратову – за то, что «эти люди обворовали народ», и за то, что «порождаемый ими негатив накрывает страну какими-то плотными тучами». В целом же заявление президентского внука выглядит даже резче, чем в прошлый раз, ведь теперь Назарбаев-младший фактически открыто науськивает председателя КНБ на указанных персон (так и сказано: «Уверен, у нового председателя КНБ хватит времени и возможностей, чтобы разобраться с этой кучей проблем»).
Может ли это быть «черной меткой» тем, кто был указан в эмоциональном посте? В теории – очень даже да. «Новая» – Казахстан» уже писала, что за постами Айсултана Назарбаева может стоять даже не он сам, а команда членов его семьи – и через Facebook президентского внука открыто объявляется война неугодным или опасным персоналиям. Однако нюанс заключается в том, что таким образом можно сформировать общественное мнение в отношении оппонентов, но также можно настроить его и против себя. Если речь идет об открытой команде КНБ атаковать указанных лиц, то непонятно, почему это нельзя было сделать кулуарно. Иными словами, возможна ситуация, при которой объявление войны в публичном поле нужно лишь для попытки упрочить свое влияние, которое на самом деле не столь велико, как хотелось бы представителям того или иного лагеря.
Хотя может быть все гораздо проще. Близкий к власти политолог Данияр Ашимбаев в интервью порталу 365info.kz считает, что эмоциональные высказывания внука могут объясняться его личными обидами в отношении указанных персон, а также молодостью и неискушенностью в политических интригах. «Учитывая молодой возраст Айсултана и то, что он не занимает политически значимых постов, вероятней предположить, что это его личные эмоции и личные взгляды. Эмоциональность заявлений Айсултана выходит за рамки. Поэтому хотелось бы услышать более подробные объяснения, – цитирует Ашимбаева ресурс. – Если это заявление не будет подтверждено документально, то говорить о более серьезных, скажем так, судьбоносных вещах для вышеназванных политиков просто не приходится, а вот Айсултан Назарбаев своим постом поставил на кон свою репутацию – ведь он должен будет ответить за свои слова».
Политолог также обращает внимание на тот факт, что ни Джаксыбеков, ни Тасмагамбетов, ни Утемуратов никак не отреагировали на происходящее, что странно, так как служебная этика и закон о госслужбе требуют от них определенных действий в защиту своих чести и достоинства. Правда, как показывают события последних месяцев, в коридорах казахстанской власти это не единственная, не главная и уж точно не последняя странность.