Регистрационная ситуация в семнадцатом году
- Подробности
- 4080
- 19.01.2017
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, «Новая»
После массового возмущения общества законом о временной регистрации казахстанская власть начала отыгрывать назад, но у нормы уже есть первые человеческие жертвы.
Первого января нового года те жители Казахстана, кто обитает не в своем родном городе, узнали, что они превратились в людей, временно пребывающих в стране. В рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом президент страны Нурсултан Назарбаев подписал пакет так называемых «антитеррористических поправок», в числе которых оказалось введение такого понятия, как «временная регистрация». Теперь любой гражданин страны, отбывающий из места своего постоянного проживания (прописку в Казахстане никто не отменял, она называется «постоянной регистрацией») больше, чем на 10 дней, обязан пройти процедуру временной регистрации в центре обслуживания населения: заплатить госпошлину, выстоять дикую очередь и получить адресную справку в том месте, куда он приехал. При этом совсем не важно, куда: это может быть соседняя квартира, больница или вахтовый поселок – везде теперь нужна регистрация. За ее отсутствие сначала положено предупреждение, а потом штраф и человеку без регистрации, и собственнику жилья, который вас у себя поселил.
Когда до людей дошло, что их, по сути, обложили дополнительным налогом и необходимостью проходить ненужные проверки, в обществе поднялся шум. Казахстанцы не стали ограничиваться привычными злыми шутками по теме, а начали задавать публичные вопросы: как это поможет бороться с терроризмом, если террористы, например, приедут на девять дней? А заодно начали составлять памятки о том, что это нарушение Конституции и как можно превратить жизнь участкового в ад: не открывать ему дверь, вести прямую трансляцию беседы с ним в Facebook и так далее. Самые инициативные стали собирать подписи под петицией на сайте avaaz.org за отмену этого закона. После того как было собрано 90% подписей, необходимых для того, чтобы петиция была отправлена правительству, сайт оказался заблокирован на территории страны и не открывался даже через прокси-серверы. Но казахстанские журналисты и общественные деятели посчитали, что против временной регистрации публично (через интернет – считались даже лайки) высказались больше 55 тысяч человек.
Власти страны первые несколько дней молчали, но потом, увидев реакцию населения, стали комментировать закон. Получилось это очень неудачно, поскольку заниматься этим начали силовики. Они откровенно путались в показаниях, противореча друг другу, но общий их посыл сводился к тому, что это поможет и борьбе с терроризмом, и выведению арендодателей из серой зоны рынка арендного жилья в стране. Вершиной объяснения «нужности» закона стало интервью заместителя министра внутренних дел страны Рашида Жакупова в эфире канала «Хабар 24», в котором он заявил, что регистрация поможет выявлять квартирантов, имеющих «криминальные намерения», то есть террористы и прочие преступники перед совершением преступления обязательно пойдут регистрироваться.
Между тем наступило 7 января, когда закон вводился в действие, и несмотря на то что это была суббота, уже с утра во многих домах Алма-Аты и Астаны начались масштабные проверки. Полицейские настолько ретиво взялись за дело, что переписывали даже кошек и собак, живущих в домах, а жителей начали штрафовать вопреки заявлениям о том, что сначала будут только предупреждать. В Алма-Ате Департаменту внутренних дел пришлось приносить публичные извинения оштрафованному горожанину после того, как участковый лейтенант Есимханов заявил, что вице-министр Ерлан Тургумбаев, публично заявивший, что гостям и родственникам регистрация не нужна, не вправе трактовать закон, и выписал штраф (около трех тысяч рублей).
Ситуация накалилась после того, как жители, не склонные к протестам, отправились в центры обслуживания населения (ЦОНы) и образовали гигантские очереди – вместо положенных 2 – 5 минут на приобретение талончика многим приходилось ждать по 2-2,5 часа. Фото очередей в интернете назвали «зомби-апокалипсисом», но тут выяснилось еще, что половина подзаконных актов и документов по новому закону в принципе не готова. В итоге не выдержали даже лояльные власти комментаторы, которые призвали чиновников одуматься и отменить закон или хотя бы его приостановить. Публично высказался омбудсмен по правам человека Аскар Шакиров, который, хоть и поддержал закон, но заметил, что нужен переходный период для «адаптации» к новым положениям, и штрафовать пока никого нельзя ни в коем случае. А известный казахстанский борец MMA Куат Хамитов публично пообещал «похоронить» любого, кто спросит его о временной регистрации.
В итоге власть начала медленно отступать, хотя и до последнего старалась сохранить лицо, и все равно совершала ошибки. Так, премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев публично отчитал министра внутренних дел Казахстана. «Введение временной регистрации является правильной, необходимой мерой, это однозначно. Вся проблема в том, как мы организовали эту работу. В этой связи мы еще раз на те же грабли наступили. Принимаем законы, которые касаются людей, и не доводим до них основные положения. Нет информационной работы», – заметил Сагинтаев, имея в виду ситуацию апреля прошлого года, когда из-за поправок в Земельный кодекс на улицы страны с протестами вышли несколько тысяч человек (поправки в итоге заблокировали до 2021 года). На интернет-ресурсах одно за одним начали появляться интервью полицейских начальников о том, что первый месяц не будут трогать вообще никого – и не надо переживать. А некоторые депутаты настолько осмелели, что даже заявили о необходимости отмены этого закона.
При этом силовики все равно позволяли себе заявления, мягко говоря, не способствующие успокоению общественности. Так, министр внутренних дел Касымов, отвечая на вопрос журналистов о том, что люди вообще-то не обязаны открывать двери участковым, сказал, что МВД «найдет другие способы» заставить гражданина пообщаться с представителями силовиков. Многие тут же вспомнили о норме, по которой за неповиновение полицейским может грозить до 45 суток ареста. Это, разумеется, создало дополнительный шум.
Ситуация начала было выправляться в сторону властей. И когда волна возмущений пошла на спад, в ЦОНе в Алма-Атинской области во время процедуры регистрации умер 60-летний мужчина. Он простоял в очереди пять с лишним часов, ему стало плохо в душном помещении, и он скончался на глазах у жены и детей. Это произошло 11 января днем, и затем волна возмущений этим законом начала нарастать с новой силой. А 16 января в ЦОНе Алма-Аты умер еще один мужчина. И вместо того, чтобы посочувствовать семьям погибших, депутаты пошли в атаку. В частности, депутат Аманжан Жамалов заявил под камеры, что «с таким же успехом этот человек мог умереть и дома». Позже он извинился, объяснив свои слова внезапностью вопроса, однако теперь карьера депутата Жамалова находится под угрозой. Правда, остальные депутаты, робко говоря о недостатках процедуры регистрации, в целом ее одобряют.
Закон о временной регистрации появился в момент, когда накануне Универсиады и ЭКСПО-2017 параллельно были отменены въездные визы в Казахстан для жителей 48 стран. Кроме того, с 2021 года, согласно тем же антитеррористическим поправкам, все совершеннолетние граждане страны обязаны будут сдать отпечатки пальцев, и юристы уверены, что это приведет к многочисленным фальсификациям уголовных дел в стране: можно будет «найти» на месте преступления любые «пальчики».
И все это происходит на фоне полнейшего молчания президента Назарбаева. Официально он уходил в отпуск (как шутят, чтобы пройти временную регистрацию в Астане), но вообще-то все приоритеты Назарбаев расставил еще в момент обсуждения новых поправок. «Мы будем разрабатывать эти законы и будем предлагать депутатам для принятия ради безопасности нашей страны, несмотря на всякие там дела, как будто мы что-то нарушаем. Самое главное – сохранить безопасность, стабильность в обществе, и чтобы люди спокойно работали», – заявил Назарбаев в сентябре прошлого года. Правда, судя по тому, что происходит сейчас в ЦОНах страны, не получилось ни то, ни другое, ни третье.