Подгазонные игры

Главные интриги нового футбольного сезона в Казахстане


Восьмого марта в Казахстане начинается очередной футбольный чемпионат. За четыре дня до этого в Алма-Ате право владеть Суперкубком оспорят местный «Кайрат» и «Астана». Однако, несмотря на множество спортивных составляющих, чемпионат страны еще до своего начала претендует на звание даже более скандального, чем в прошлом году. «Новая газета» – Казахстан» представляет несколько ключевых вопросов, поиск ответов на которые неизбежно будет влиять на весь казахстанский футбол в 2017 году.





Вопрос первый:
чья Федерация?


Назначение Сеильды Байшакова на должность президента Федерации футбола Казахстана в ноябре прошлого года экспертами было воспринято как некий компромисс между традиционно противоборствующими сторонами – тем более что сам состав ФФК был несколько обновлен. Однако в дальнейшем выяснилось, что не все так просто: во вторник назначение на должность исполняющего обязанности вице-президента (формально по связям с международными ассоциациями футбола, но по факту – с гораздо более широкими полномочиями) получил президентский внук Айсултан Назарбаев. Это стало логичным финалом двухлетней эпопеи по продвижению Назарбаева-младшего в ряды футбольных функционеров: в 2015 году он активно противостоял бывшему главе Федерации Ерлану Кожагапанову; в 2016-м мишенью стал уже Адильбек Джаксыбеков (главу Администрации президента из-за его долгого пребывания в казахстанском футболе называют его «серым кардиналом»). В начале этого года Айсултан на какое-то время притих, но накануне весны появился на одной из немаленьких должностей в футболе (как шутят эксперты, сразу президентом ФФК он не стал, потому что в семье может быть только один президент). 

Любопытно, что и Айсултан Назарбаев, и Сеильда Байшаков косвенно связаны с алма-атинским «Кайратом»: тесть вице-президента ФФК возглавляет попечительский совет команды, а сам президент Федерации большую часть своей игровой карьеры провел именно в Алма-Ате. Означает ли это, что у «Кайрата» в борьбе за чемпионство, которого нет уже 12 лет, появился дополнительный административный ресурс? Официально – нет, но теперь команда Кахабера Цхададзе совершенно точно окажется под жестким прессингом экспертов и болельщиков других команд: любое спорное решение в пользу «Кайрата» будет превращаться в скандал. Что, впрочем, не означает, что при необходимости (и это относится не к «Кайрату» конкретно, а вообще к чемпионату) на вершину турнирной таблицы может быть воздвигнута любая команда – примеры из прошлого это подтверждают.



Вопрос второй:
что теперь будет со сборной?


Еще одно назначение оказалось совсем уж неожиданным. 27 февраля у сборной Казахстана сменился главный тренер: вместо принявшего ее в прошлом году Талгата Байсуфинова на пост с трехлетним контрактом (его детали в финансовой части не разглашаются) заступил бывший помощник Гуса Хиддинка в сборной России Александр Бородюк. Казахстанским болельщикам он известен по недолгой работе все в том же «Кайрате» в начале сезона-2016, когда из трех матчей чемпионата команда проиграла два. Правда, при этом Бородюк выиграл Суперкубок, что, впрочем, не застраховало его от досрочной отставки. 

Пост тренера сборной для Бородюка – это полноценный дебют: раньше на таком уровне он самостоятельно не тренировал (если не считать двух товарищеских матчей сборной России в 2006 году). Перед тренером поставлена задача смены поколений, и спортивного эксперта Айдына Кожахмета это, как минимум, удивляет. «У нас сейчас основной состав сборной – это футболисты от 25 до 30 лет, плюс есть люди на подходе, которые будут через пару лет в самом «футбольном возрасте» – те же Бауыржан Исламхан и Исламбек Куат. О каком омоложении вообще идет речь?» – изумляется спортивный эксперт. По словам Кожахмета, назначение тренером Бородюка – это не более чем симуляция бурной деятельности. «Его назначили ровно потому, что нужно было кого-то назначить, показать, что Федерация работает», – считает эксперт.
Любопытно, что с назначением Бородюка в прошлое ушла амбициозная задача выйти в финальную часть чемпионата мира 2018 года, которую предыдущему тренеру Талгату Байсуфинову поставил Кожагапанов. Надо сказать, что при всей своей фантастичности идея выглядела красиво. Нынешняя постановка задачи (Бородюк в интервью российским СМИ определил ее как «борьба за победу в каждом матче, а на результат посмотрим в конце турнира») выглядит более реалистичной. Однако болельщики недовольны тем, что под такую задачу необязательно было брать именно Бородюка – предыдущий тренер, отправленный на должность технического директора сборной, вряд ли был чем-то хуже.
Сборная Казахстана занимает в своей группе последнее место с двумя очками, и несмотря на ничью с лидерами группы из Польши, может реально бороться сейчас разве что с идущей строчкой выше Арменией. Первый официальный матч Бородюка (вне товарищеской встречи с Кипром) будет как раз с армянами.



Вопрос третий:
чем закончится коллизия «Тараза»?


На самом деле вопрос мог звучать по-другому – «Что будет с «Алтаем»?», но, как выяснилось, громкая история с исключением нового клуба из Премьер-лиги закончилась очень быстро и предсказуемо («Алтайский» крах», «Новая» – Казахстан», №6 от 09.02.2017 г.). Против команды, по сути, выступил аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. «В прошлом году мы объединили клуб, обеспечили хорошее финансирование, пригласили высокоэффективного тренера, но когда начали разбираться с финансами, получилась странная картина. Мы не знаем, куда делись государственные деньги, нам непонятна структура оплаты. Одним словом, государственными ресурсами воспользовались как попало. У нас есть серьезные претензии, мы начинаем этим заниматься. Сегодня, по непонятным причинам, кто командует клубом – неизвестно, без согласования с управлением спорта меняется тренер, который привел команду к победе, у нас возникло много вопросов», – обрушился с критикой Ахметов. Он предложил болельщикам самим разбираться с клубом, поскольку если начнет он, «это закончится совсем другим делом». 

Обошлось без болельщиков: из клуба «Алтай», как только стало понятно, что Премьер-лиги не будет, ушли тренер и большая часть звездных футболистов. Поэтому главный вопрос теперь: что будет с командой «Тараз», которая вернулась в Премьер-лигу, возможно, сама того не ожидая? Пока команда, собранная, как и в прошлом году, в основном из своих воспитанников, выглядит главным аутсайдером. Однако многие до сих пор уверены, что «Таразу» помогут, несмотря на то, что глава ФФК Сеильда Байшаков в интервью «Новой газете» – Казахстан» заявил, что «Тараз» тянуть не будет.
В этой связи интересно, что 1 марта девять очков было снято с команды «Атырау» (пропасть по меркам чемпионата Казахстана). Формально – за то, что у команды до сих пор есть задолженности перед футболистом Джонатасом да Костой и тренером Зораном Филиповичем. Странно, однако, что и Коста, и Филипович покинули команду в 2012 году, а санкции по долгам настигли клуб именно сейчас.



Вопрос четвертый:
что ждет Дмитрия Васильева и команду «Актобе»?


Восьмого марта, одновременно со стартом чемпионата, заканчивается срок домашнего ареста экс-гендиректора футбольного клуба «Актобе» Дмитрия Васильева, которого Национальное бюро по противодействию коррупции подозревает в многомиллионных хищениях. Теоретически срок может быть продлен: так уже было и с самим Васильевым, и с другими «клиентами» антикоррупционщиков. Другое дело, что в отношении Васильева на прошлой неделе высказался Бердыбек Сапарбаев, аким Актюбинской области. Это был ответ на вопрос одного из жителей города на отчетной встрече. «Дмитрия Васильева пригласил не я, а ассоциация (футбола Актюбинской области – прим. «Новой» – Казахстан»). Правильно вы говорите. Он виноват. Но следствие разберется, Васильев понесет соответствующее наказание», – заявил Сапарбаев. 

Роль судьи для региональных руководителей – дело привычное, но даже без этого уже год с лишним в Казахстане действует непреложная истина: Антикоррупционное бюро не отпускает почти никого. Другой момент, что защита Васильева тоже не дремлет: через разного рода интернет-структуры распространяются документы, которые якобы должны свидетельствовать о том, что клуб в состояние кризиса привели ушедшие футболисты. Мол, они просили большие компенсации за разрывы контрактов – вот и пожалуйста. Оправдает ли себя тактика «сливов» – станет ясно уже совсем скоро. Понятно лишь, что суд над Дмитрием Васильевым будет одним из главных околоспортивных событий года.
В свою очередь, команда «Актобе» как один из главных трендсеттеров в футболе Казахстана вообще и в прошлом информационном сезоне в частности, похоже, останется им в ближайшем чемпионате. Аким Сапарбаев дал команде задачу занять место не ниже 6-го на первом этапе (видимо, до 22 тура), а дальше будет видно. Под эти цели команда заметно укрепилась футболистами из Южной Америки и Украины. Однако многие из них долго не имели стабильной игровой практики и подвержены травмам. Иными словами, вполне вероятен очередной кризис ожиданий.
Впрочем, кризис возможен не только у поклонников «Актобе»: если скандалы в казахстанском футболе, начавшиеся еще до чемпионата, продолжатся и по ходу сезона, в категорию ньюсмейкеров со знаком «минус» может попасть вообще любой клуб. Останется ли в сезоне-2017 место футболу – вопрос открытый.