ЭКСПО-2017 – «зеленая» во всех отношениях

И по количеству потраченных на нее «зеленых», то есть долларов, и по своему незрелому вторичному статусу, превратившаяся из имиджевого мероприятия в выставку скандалов и курьезов, – лайфхак от казахстанских властей


Десятого июня в Астане открывается международная выставка «ЭКСПО-2017». Ключевая тема – «Энергия будущего»: зеленая экономика, альтернативные виды энергетики, безопасные источники энергии. Выставка будет идти три месяца, и за это время, по расчетам властей Казахстана, павильоны наберут около пяти миллионов посещений. Предполагается, что каждый из двух миллионов потенциальных гостей выставки посетит ее два, а то и три раза. Правда, несмотря на международный статус «ЭКСПО», большая часть гостей будет из самого Казахстана – ориентировочно 85%. Остальные – из СНГ (в основном из России), чуть-чуть иностранцев и представители Китая.

На итоговом совещании по подготовке к «ЭКСПО» в Астане во вторник, 6 июня, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что страна «подошла к волнительному моменту». «Ожидается приезд большого количества гостей в столицу Казахстана. В настоящее время уже продано 1,2 миллиона билетов на посещение EXPO-2017 – это значительно больше, чем ожидалось», – не без удовлетворения отметил Назарбаев.
Хотя радости от этой выставки немного даже у самой власти. Вообще-то это не совсем та «ЭКСПО», которая известна в мире: универсальные, или зарегистрированные, выставки проводятся с большим размахом каждые пять лет, а эта выставка – специализированная, то есть своеобразный междусобойчик по теме. Но это не помешало Казахстану потратить на организацию огромное количество денег при больших репутационных издержках: количество скандалов еще до начала выставки вышло за все рамки приличия.
Главный репутационный удар по «ЭКСПО-2017» был нанесен за два года до этого. В июне 2015 года под домашний арест поместили председателя правления нацкомпании «ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева. Началась масштабная проверка использования бюджетных средств, организации тендеров, эффективности освоения привлеченных денег инвесторов. Ермегияева обвинили во взятке в крупном размере и растрате государственных средств: предполагалось, что было похищено более 1 млрд рублей, из которых 762 миллиона рублей Ермегияев присвоил лично себе. Суд проходил с большим количеством фигурантов и дополнительных скандалов – главному обвиняемому в итоге дали 14 лет колонии строгого режима.
Масштабное воровство при строительстве чего-либо в Казахстане – явление не уникальное, однако в случае с «ЭКСПО» масштабы были нагляднее на фоне темпов строительства: за два года до начала выставки на многих из строящихся объектов даже «конь не валялся». Президент страны, для кого эта выставка – дело во многом личное, был вынужден перебрасывать мэра Алма-Аты Ахметжана Есимова на руководство объектом. В недавнем интервью Есимов признался, что работа фактически проводилась в авральном режиме, поскольку, когда он приехал на место одного из павильонов, «была бетонная плита, на которой были установлены стенды и графики производства, ни одного другого помещения не было».
Как итог – павильоны в срок удалось построить практически все, однако из-за спешки не обошлось без эксцессов, в том числе с человеческими жертвами. Их совокупное число при строительстве объектов, так или иначе связанных с предстоящей выставкой (сюда входят и жилые объекты для гостей, и новые стройки в городе), – не меньше пяти человек только официально. Еще до коррупционного скандала в 2015 году депутаты открыто изумлялись масштабам несчастных случаев на стройке и открыто троллили компании застройщиков.
Под конец стройки несчастные случаи с человеческими жертвами происходить перестали, однако начались проблемы с самой стройкой. Самым крупным инцидентом стало обрушение в ноябре 2016 года 96-метровой 240-тонной мостовой конструкции. По счастливой случайности, пострадавших не было, зато был министр внутренних дел страны Калмуханбет Касымов, который обвинил в обрушении сварщиков (организаторы выставки настаивали на плохом металле).
Когда дело дошло до заполнения построенных объектов, выяснилось, что билеты распределяют по старой доброй системе разнарядок – от каждого региона в обязательном порядке должно было поехать энное количество бюджетников. Местные власти в областях, разумеется, все отрицали. Однако интернет заполонили истории, в первую очередь учителей, которые жаловались на давление со стороны местных мэрий. В организационном комитете заявили, что это все «инсинуации»: мол, есть «горячая линия», и ни один человек не пожаловался. Вице-министр инвестиций и развития Роман Скляр и вовсе сказал, что «посетить выставку – это должно быть честью для нашего народа, гражданина». В ответ бюджетники стали выкладывать билеты в интернет на продажу с текстом объявления «Продам долбаный билет на ЭКСПО».
Были и другие эксцессы, которые проходили, скорее, по разряду курьезов, однако каждое из этих происшествий изрядно нервировало и скептически относящееся к «ЭКСПО» общество, и власти. Накануне открытия выставки в Астане таксист провез приехавшего на выставку туриста за 8 тысяч рублей (на него тут же завели уголовное дело о мошенничестве). На выставку, посвященную новым видам энергии, не пустили автомобиль на водородном топливе – из соображений безопасности его отказалась транспортировать авиакомпания. Из-за измененного – по какой-то причине – проекта строительства павильонов итальянская сторона осталась без нужного дизайна, а у стран Карибского бассейна в их павильоне и вовсе срезали один этаж. Наконец, в главном здании выставки «Сфера», которое, согласно описанию, «является олицетворением души Казахстана», прямо во время строительства жарили шашлыки – так строители праздновали Курбан-айт.
Несмотря на все это, организаторы выставки – а это в конечном итоге сам президент Назарбаев – рассчитывают на некоторые дивиденды, как минимум, политические. «Внешний политический эффект от этого будет, – говорит «Новой» политик и экономист Петр Своик. – Казахстан будет восприниматься как страна, которая может потратить большие деньги на пышное мероприятие. Можно сделать для иностранцев это событие нерядовым». С экономическим эффектом сложнее: при общих официальных расходах в 3 миллиарда долларов, из которых государство вложило 283 миллиона евро (правда, остальное – это вложения, по большей части, квазигосударственных компаний), ожидается прибыль как раз на уровне этих 283 миллионов евро обратно. Специалисты посчитали, что в самом идеальном случае удастся отбить не более 30% от общей стоимости выставки.
Беда в том, что даже этого идеального случая может не произойти, поскольку количество иностранцев, жаждущих увидеть выставку достижений в области альтернативной энергии, не растет. По словам экономического обозревателя Дениса Кривошеева, может повториться история с прошедшей в Алма-Ате зимой Универсиадой, на которую в итоге приехали вместо заявленных 30 тысяч иностранцев 3 тысячи при общих затратах страны в 20 миллионов долларов. «Может статься так, что основными зрителями выставки в Астане станут только сами астанчане», – констатирует Кривошеев. Не факт, что приедут даже люди из регионов, добавляет он: билеты на поезда и самолеты для бюджетников слишком дорогие. «Есть ощущение, что вытащить людей на выставку можно только при помощи звезд, поэтому «ЭКСПО» больше похожа на некую концертную площадку», – язвит обозреватель. Концертов во время выставки и вправду будет много: будут выступать Цирк дю Солей, группы «Би-2», «Мумий Тролль», Limp Bizkit, 30 Second to Mars, певцы Эрос Рамазотти и Лара Фабиан, а также Пласидо Доминго и многие другие.
Но самое главное – заявленная тема об «Энергии будущего» в Казахстане выглядит просто смешно, и проведение выставки в стране, где крупнейший город Алма-Ата задыхается от выбросов угольной ТЭЦ, многие воспринимают в лучшем случае как показуху. «При всех стимулированиях тарифов мы довели за последние годы долю альтернативной энергетики до 0,3% от всей энергомощности Казахстана (в Германии эта цифра, к примеру, в 2050 году планируется на уровне 60%. – «Новая»), – говорит Петр Своик. – То, что происходит, это похоже на ветровую показуху. Нужно строить еще заводы по переработке альтернативных видов энергии». Но денег на это уже не хватает.
Иными словами, павильоны грядущей выставки после ее окончания рискуют превратиться в памятник мечтам о «зеленой энергетике» (в одном из павильонов, к слову, собираются открыть музей, а остальные отдать под международный финансовый центр). Но отношение к экологически чистым видам энергии в стране, сидящей на нефтяной игле, было заметно и раньше. Например, уже в марте 2016 года, когда электромобили Tesla не пустили в курортную зону «Медео», поскольку они «загрязняют экологию». При этом ездящие в эту зону на бензине и на газе автобусы у полицейских и властей вопросов не вызвали.