Герои нашего бремени
- Подробности
- 2680
- 28.06.2017
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» – Казахстан»
«Модернизация общественного сознания» в Казахстане столкнулась с обыденной реальностью страны уже на первом этапе
На прошлой неделе в Астане состоялось любопытнейшее мероприятие: общественные деятели собрались, чтобы понять, как будет составляться список из «100 новых лиц Казахстана», создание которого – один из важных пунктов так называемой «модернизации общественного сознания» (как мы уже писали раньше, этому понятию вполне подходит аббревиатура МОДОБСОЗ). Конечно, общественные деятели не стали подвергать критике саму идею – нельзя просить от живущих в Казахстане невозможного, но зато высказали совершенно справедливые сомнения относительно критериев того, как в этот список будут попадать люди. Например, по каким параметрам заслуга в медицине может быть важнее заслуги в космонавтике, если речь будет идти о последнем вакантном месте в заветном списке.
И вот тут выяснилось самое замечательное: программа уже есть, деньги на нее уже выделены – а критериев отбора до сих пор нет. Есть только критерий подачи заявок: на специальном сайте можно оставить описание заслуг той личности, которую вы, я или любой другой человек хотят видеть в заветной сотне. Главный принцип – человек должен внести вклад в развитие независимого Казахстана. Из уже размещенных там историй есть и вполне конъюнктурные, и вполне достойные для места в окончательном списке. Но финальное решение-то будет принимать специальная комиссия (хорошо бы знать, кто будет проверять ее членов на способность грамотно отбирать кандидатов), а, по сути, инструментов для отсеивания недостойных нет.
На самом деле их и не может быть. Нельзя ставить на одну чашу весов талантливого скрипача, а на другую – медика. Вроде как в окончательном отборе будут принимать участие и обычные люди – вероятнее всего, речь пойдет о некоем голосовании на каком-либо сайте. Но не факт, что выберут достойнейших: где гарантия, что за ученого, особенно если он занимается сложной специфичной наукой, проголосует больше людей, чем за раскрученного спортсмена?
«100 новых лиц» – это хорошо. Но как быть, если композитор сочинил гениальную симфонию, но при этом дает взятки чиновникам от культуры, а ученый, создающий эликсир молодости (если такой появится, он в Казахстане, конечно, войдет в сотню сразу же), бьет жену и детей? А если вдруг окажется, что спортсмен-чемпион употреблял допинг? «100 новых лиц» – это вообще гибкий хит-парад или статичный? Будет ли применяться к нему коллективная ответственность: один опозорился – снимают всю сотню?
На встрече в Астане, кстати, правильно задали еще один вопрос: а если человек в итоге войдет в список 100 новых лиц – избавит ли это его от необходимости нести ответственность за свои будущие поступки? Знаете, он убил троих человек с особой жестокостью – но он же канонизирован, возведен в святую сотню, так что давайте мы не будем его наказывать, отпустим. Вопрос отнюдь не праздный: программа «Болашак», многие прорывные инициативы по поиску новых героев и прочие государственные фантазии показали, что нет-нет, а найдется человек, который дискредитирует всю благую идею одним своим неловким движением.
Такое большое количество вопросов без ответа (а их задавать можно еще много) говорит о двух вещах. О первой мы уже писали в материале «Деньги на «ветер перемен» («Новая» – Казахстан», №22 от 1.06.2017 г.): все эти программы из-за своей непродуманности – обширные поля для коррупционной деятельности. Может дойти и до того, что места в списке «100 новых лиц» начнут продавать. Но даже если нет, эта программа – пустая трата денег: какой смысл отборной сотне быть в списке, и какой смысл всем нам от этого?
В этом случае хочется сказать, что единственный мотив этой затеи – деньги: как можно больше «освоить», пользуясь полностью размытыми понятиям эффективности и отсутствием какой-либо ответственности. Но есть еще второй мотив, ради чего это все задумывалось: попытка власти принудительно легитимировать и перетянуть на свою сторону молодых лидеров в той или иной отрасли и противопоставить их, сделав своей движущей силой, нарождающимся лидерам грядущего протеста. «100 новых лиц» – это создание идеологической армии, каждый солдат которой должен стать обязательным образцом для подражания.
Такая легитимация опасна для всех: молодые лидеры рискуют получить клеймо «наймитов государства» на всю жизнь. Власть таким иезуитским образом может расколоть свой народ на несколько враждующих групп, используя принцип «разделяй и властвуй»
Отрадно лишь то, что к подобным проектам исполнители в первую очередь подходят с меркантильными интересами («сколько на этом можно заработать»), и только потом – с точки зрения политических интересов. Но лучше не расслабляться: говорят, такие списки будут составляться не только в республиканском масштабе, но на региональном уровне. А это означает, что и денег эта инициатива потребует больше, и количество вопросов без ответов, с тревожными ожиданиями, только увеличится.