Почему в Казахстане все труднее купить газету на улице

Казахстанские газеты находятся под угрозой. От кого она исходит и почему продавцы газет винят Яна Гейла, разбирается DW


Если кто-то из высоких зарубежных гостей Евразийского медиафорума, который с 22 по 24 июня проходил в Астане, захотел бы поинтересоваться, что пишут казахстанские коллеги-журналисты в местной прессе, и, пройдясь по новой столице, решил бы купить газету-другую на улице, то он бы удивился сложности задачи – киоск или лоток, где бы в изобилии продавались газеты, ему пришлось бы специально разыскивать.


Охота на газетные киоски в Алма-Ате

По словам главного редактора «Новой газеты» – Казахстан» Александра Краснера, эта ситуация сейчас типична для всего Казахстана, а тенденция на уменьшение точек продажи газет сохраняется. Даже в Алма-Ате, имевшей развитую сеть розничной продажи прессы, в июне городские власти продолжают «охоту» на пункты торговли газетами. Особенно когда это касается частных точек, называемых «развалами», которые еще недавно наблюдались почти на каждом перекрестке города и где можно было купить не только провластные, но и оппозиционные газеты.
У владельцев частных «развалов» есть свои объяснения происходящему. Например, говорится о том, что после утверждения акиматом Алма-Аты в январе 2017 года плана по реконструкции города в соответствии с проектом датского архитектора Яна Гейла им, владельцам, было заявлено, что их киоски не соответствуют новому облику мегаполиса.


По словам хозяйки газетного киоска, собеседницы DW Юлии, в конце прошлой недели пешеходную часть проспекта Жибек Жолы инспектировало руководство города во главе с акимом Алма-Аты Бауыржаном Байбеком. Проходя мимо двух частных газетных киосков, глава города кинул только одно слово – «убрать». В воскресенье Юлии позвонил представитель акимата и потребовал через два часа ее киоск либо сломать, либо увезти. «Хорошо, что все газеты и журналы я оттуда увезла, поскольку через час, когда я приехала к своему киоску, обнаружила его уже разрушенным», – рассказала Юлия DW, заметив, что какой-либо альтернативы потерянному месту ей никто не предложил. Юлия винит в этом общую кампанию по уничтожению всех нестандартных киосков в городе, как это рекомендовал архитектор Гейл.
Схожую историю рассказала и ее соседка-конкурентка, чей газетный киоск, расположенный рядом, тоже убрали. Но поскольку в день инспекционного похода акима она находилась на своем рабочем месте и лично слышала его команду снести киоски, то в тот же день она арендовала для продажи газет и журналов бутик в расположенном рядом торговом центре. «Мне, можно сказать, повезло, поскольку новая точка находится всего в нескольких метрах от прежнего места. Но все равно у меня был свой киоск, теперь же я вынуждена арендовать помещение, что все-таки дороже. Но мне деваться некуда, должна же я хоть как-то выживать», – отметила она в разговоре с корреспондентом DW.
Постоянные клиенты оставшихся «развалов» хорошо осведомлены о вероятном закрытии частных газетных киосков. «Я уже больше десяти лет покупаю прессу только на «развалах». По сравнению с киосками от «Каравана» и «Дауыс» (две оставшиеся в Алма-Ате сети продажи печатных СМИ; «Дауыс» – бывшая «Союзпечать». – Ред.), здесь и выбор газет куда больше, и цены намного ниже. Я понимаю, что акимат Алма-Аты хочет улучшить городскую среду, но надо помнить и о своих гражданах, которые желают читать не только официоз. Тем более что неофициозной прессы в Казахстане и так почти не осталось», – заметил один из покупателей, назвавшийся Аскаром.


Письмо в парламент и объяснение министра информации

Впрочем, казахстанские газетчики исходят из того, что дело не в архитекторе Гейле и не в акимате Алма-Аты. «По всей стране такое положение. Это целенаправленная кампания, и началась она не в январе 2017-го, а раньше. У нас есть соответствующая информация от инсайдеров из Акорды (президентская резиденция в Астане. – Ред.), и это подтверждают факты. С газетами, критикующими власти, технически бороться сложнее, чем с интернетом, – говорит в интервью DW Александр Краснер. – Ведь в Казахстане все провайдеры зависят от монополиста «Казахтелекома», так что «отрубить» интернет можно моментально, и объявить это сбоем. А арестовывать тиражи в типографиях или изымать газеты из киосков – скандальный трудоемкий процесс», – продолжает он.
«Группа главных редакторов, генеральных директоров изданий, главы Академии журналистики и Союза журналистов Казахстана, председатель Евразийской ассоциации полиграфистов и распространителей в конце 2016 года направили коллективное письмо в парламент. Туда вызвали министра информации и коммуникаций Даурена Абаева и задали ему ряд неприятных вопросов о том, что его ведомство намерено сделать для восстановления системы распространения газет в Казахстане. Он обещал исправить ситуацию, но она ухудшается и по сей день», - рассказал DW Александр Краснер.
К его словам можно добавить, что министр, отвечая на претензии газетчиков, в качестве причины сокращения «развалов» назвал снижение интереса к чтению газет и призвал журналистов улучшать контент, рекламу, экономическую составляющую, а также следовать примеру западных стран, где, по его словам, продажа газет осуществляется в специальных киосках и комбинируется с торговлей табаком или билетами.


Газетам, не имеющим принудительной подписки, грозит гибель

«Газетные развалы – неотъемлемая часть современной городской культуры. Например, в Европе они постоянно попадают в «картинку» репортажей о тех или иных громких политических событиях. А тезис о нерентабельности газет опровергает то, что сейчас рекламодатель на Западе возвращается в газеты и журналы. Кроме того, в Европе отлажена финансовая помощь государства распространителям печатных СМИ и типографиям. Там печатные СМИ считаются социально значимыми продуктами. Сейчас к этому возвращается и Россия. За счет государства восстанавливаются газетные киоски в Москве, Воронеже, Белгороде и так далее», – говорит казахстанский журналист.


«Была большая республиканская сеть киосков «Номад», но больше года назад ее закрыли. А после того, как киоски «Дауыс» пару лет назад попали в руки к высокопоставленным бизнесменам, там больше продают напитки и другие сопутствующие товары, нежели газеты. Хорошо, что осталась сеть распространения «Караван», и то только в Алма-Ате. Но там немного киосков, они не могут продать даже весь тираж своей газеты «Караван», не говоря о других изданиях», – сказал DW на условиях анонимности генеральный директор одного из казахстанских изданий.
По его словам, обращает на себя внимание то, что газету «Караван» связывают с именем депутата Сената Казахстана Дариги Нурсултановны Назарбаевой, и при этом она не говорит своего веского слова в защиту сети распространения ни в парламенте, ни на Евразийском медиафоруме, который проходил под ее патронажем.
«Но если не будет розницы, то все газеты, не имеющие господдержки, вскоре прекратят существование. Так как подписка на печатную прессу, если она не принудительная, как на пропрезидентские издания, минимальна, ведь ее цена намного выше розничной», – подчеркивает этот собеседник DW.


тем временем

Хроника борьбы Алма-Атинского акимата с продавцами газет за последний месяц

1 июня возле магазина «Стрела» была закрыта одна из двух газетных точек, существовавшая более 20 лет. Той, что осталась, пришлось переехать в неудобное место, продавцу платить за его аренду в два раза больше, значительно снизить количество экземпляров и сократить ассортимент.
На прошлой неделе аналогичным образом по велению акимата фактически (то, что от нее осталось – жалкие ошметки периодической печати) перестала существовать крупная газетная точка у магазина «Универсам», где торговали периодикой последние 15 лет.
С 30 июня закрывается еще одна крупная газетная торговая точка с 20-летним стажем на улице Джандосова, угол улицы Айманова. Продавцу сказали, чтобы он освободил место. Стихийный рынок, находящийся рядом, почему-то не тронули.
С 1 июля будет закрыта крупная газетная торговая точка с 15-летним стажем на «Зеленом базаре», якобы в связи с его реконструкцией.
Думаем, это не последние «жертвы» периодической печати, павшие в неравной борьбе с Алма-Атинским акиматом.

Редакция «Новой» — Казахстан»