Товарищи по нефтянке

Почему казахстанские власти не стесняются встречаться с венесуэльским лидером Николасом Мадуро

 

На минувшей неделе в Казахстане закончилось главное с точки зрения официальной пропаганды имиджевое событие в стране – выставка «ЭКСПО-2017». За день до ее закрытия в республику по приглашению президента приехали несколько глав государств – объединенных, в первую очередь, исламской идеологией, но не только. В числе приглашенных оказался нынешний президент Венесуэлы Николас Мадуро. В полувоенном френче обладатель усов Сталина из Каракаса расшаркался перед Нурсултаном Назарбаевым и тут же получил в ответ комплимент, который в нынешней ситуации дорогого стоит. Назарбаев заявил, что «вы стойко переносите все испытания», и что Казахстан наблюдает за ситуацией в Венесуэле.

А ситуация не сказать, чтобы очень уж располагала к поездкам через всю карту мира. Последние месяцы из-за падения цен на энергоносители Венесуэла находится в жесточайшем гуманитарном кризисе, в стране нет практически ничего. В интернете принято подшучивать над тем, что власть Венесуэлы своих соратников награждает дефицитной там туалетной бумагой. Но на самом деле это не смешно: перед пустым холодильником не устоял местный телевизор, и люди вышли на улицы, а это быстро переросло если не в начало, то в предисловие гражданской войны. Гражданские нападают на военных, военные не церемонятся с гражданскими.
В этой ситуации приезд Мадуро в Астану выглядит, мягко говоря, цинично, но его логику хотя бы можно понять. Сейчас, чтобы не скатиться на одну ступень с такими светочами государственности, как Роберт Мугабе, Ким Чен Ын и Гурбангулы Бердымухамедов, венесуэльскому президенту срочно нужно заручаться поддержкой сильных мира сего – хотя бы просто церемониальной. Вариант «разбираться с корнями кризиса» не рассматривается в принципе. Вместо этого выгоднее гарантировать себе снисхождение гораздо большего количества мировых лидеров, чтобы в случае чего иметь пути к отступлению. Ключевой союзник Мадуро в этом – Россия: там и нефтяные контракты с Сечиным, которые «Роснефть» никогда в жизни не «отобьет» по деньгам, и лучший друг всех сотрудничавших еще с СССР режимов Владимир Владимирович. Понятна тут и позиция России: ее власть готова поддерживать почти любой режим, на который озлобился собственный народ, и уж тем более любой режим, в стране которого есть свои нефтяные вышки, и он при этом не очень любит США.
А вот позиция Казахстана в связи с приглашением Мадуро вызывает вопросы. Маловероятно, что в намерениях Нурсултана Назарбаева объединить исламский мир Венесуэла занимает ключевое место (ее в принципе там быть не может). О случайной политической ошибке в приглашении (не подумали, когда звали) тоже говорить сложно: все-таки в МИДе сидят далеко не простаки, да и сам президент очень искушен в международной политике (или это нам всем так говорят). Значит, Мадуро позвали специально. Зачем?
По этому поводу есть две версии. Первую можно сформулировать, вспомнив слова о том, что Казахстан внимательно наблюдает за ситуацией в Венесуэле. По большому счету, государство в Южной Америке в экономической части с Казахстаном может считаться побратимом. Одинаковая наркомания от сырьевой «иглы» и государственный капитализм едва ли не максимального уровня. Разница лишь в том, что в Казахстане худо-бедно работает торговая взаимосвязь и с Европой, и с Китаем (тут спасибо географии за общую границу), и с той же Россией. Плюс есть какие-то деньги в государственной кубышке – падать не так больно. Можно бегать, размахивая реляциями о том, что ситуация в экономике улучшается, утомлять всех рассказами о ВВП и безработице – по факту экономика продолжает хромать на обе ноги, а повышение цен на нефть не улучшает ситуацию вообще, словно уже пошли метастазы. В этом смысле история Венесуэлы, которая, выражаясь современным языком, «просрала все полимеры», очень показательна: там падение в бездну оказалось с большим ускорением, и Казахстан может воочию наблюдать, к чему приводит гремучая смесь тотального участия государства во всем с вопиющей некомпетентностью чиновничества, помноженной на неспособность искать другие источники заработка, кроме нефтяного. Такой сценарий в Астане, конечно, не рассматривают (все-таки страшно даже подумать об этом), однако выводы на будущее для себя сделать хотят.
Вторая версия перекликается именно с той фразой Назарбаева, на которой акцентировали внимание даже лояльные власти СМИ. Речь о словах «вы стойко переносите все испытания». В этой фразе, если это не ошибка формулировки, заключено несколько смыслов. Мадуро, раз ему выпали на долю эти «стойко переносимые» проблемы, вовсе не их создатель, а их жертва. Его надобно пожалеть, а не ругать – в конце концов, кто же знал, что цена на нефть ВНЕЗАПНО упадет, а народ, озлобленный голодом, ВНЕЗАПНО выйдет на улицы. Но, кроме того, гораздо важнее другая трактовка этой фразы: похвала Мадуро – это фактически одобрение выбранной им стратегии работы со своим населением. И это означает, что Казахстан, как и Россия, в любой непонятной ситуации будет вставать на сторону действующего режима, каким бы неправильным он ни казался для всего остального мира.
Это вполне по Фрейду: автоматически перенося ситуацию на себя, казахстанская власть понимает, что она будет поступать точно так же, случись что. И тогда любые протестующие автоматически превращаются в вандалов и преступников, любые переговоры становятся бессмысленными, а любой человек, публично позволяющий себе критиковать действующий режим, может быть приравнен к потенциальному разжигателю таких беспорядков. И разбираться с ним будут соответствующе – даже френч и усы Сталина из Каракаса не нужны.