Битый туз

Почему казахстанский бизнесмен Ертаев просит политического убежища в России


Восьмого мая банкир Жомарт Ертаев был задержан в Москве по обвинению в мошенничестве, а позже по решению Пресненского районного суда помещен под домашний арест на 40 суток,
на банкира надели электронный браслет. В МВД Казахстана сделали заявление, в котором сформулировали обвинение в адрес Ертаева: «Ертаев, будучи советником председателя совета директоров АО «Bank RBK», пролоббировал получение банковского займа подставным ТОО на сумму более 80 миллионов долларов США, а также осуществлял действия с целью невозврата заемных средств». Правоохранители, если верить агентству «Спутник.kz», сообщили, что Ертаев находится в международном розыске за мошенничество в особо крупном размере.

В 2017 году проблемы RBK действительно стали настолько серьезными, что о них заговорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, обвинивший акционеров банка в воровстве. Новое руководство банка RBK потребовало у Ертаева погасить кредит на сумму $1,8 млрд или отдать акции подконтрольной ему кабельной компании «Алма ТВ».
Сам Ертаев заявляет, что уголовное преследование связано с попыткой отобрать у него акции компании «Алмател Казахстан», и уверяет общественность – его дело политическое, а не экономическое.
Уже будучи под арестом, банкир утверждал, что ему угрожают казахстанские национал-патриоты, стремящиеся вытеснить российское телевидение за пределы казахстанского медиа-рынка. Заключительным аккордом стала просьба арестованного Ертаева предоставить ему политическое убежище в России.
По мнению казахстанского политолога Досыма Сатпаева, дело Жомарта Ертаева и вправду окутано ореолом политических интриг, но они при этом лежат совершенно в иной плоскости. Политолог считает, что в кругах казахстанской политической и бизнес-элиты уже не первый год идет мощнейший передел собственности в разных сегментах, в том числе и на финансовом рынке, поэтому задержание Ертаева – не что иное, как попытка достать более влиятельных людей, которые стоят за банкиром.
«В Казахстане это распространенная практика, – объясняет эксперт. – Перед тем как нанести серьезный удар по очень весомым фигурам, вначале пытаются взять на крючок тех людей, которые были с ними связаны, чтобы получить от них побольше информации, собрать солидную папку компромата».
Досым Сатпаев не удержался от сравнений: «Ертаев не первый казахстанец, который пытается окружить себя ореолом политического беженца». Политолог вспоминает бывшего зятя Назарбаева Рахата Алиева, который после серьезных обвинений внутри Казахстана стал позиционировать себя как борца с режимом и принялся жестко критиковать казахстанские власти, что выглядело очень странно, потому что долгие годы Алиев был частью этой системы и в свое время занимался активными гонениями на казахстанскую оппозицию.
«Сейчас в ход идут больше юридические вопросы, потому что Ертаев заявил, что якобы уже запустил процесс получения российского гражданства, что немного приостановило процесс рассмотрения вопроса о его экстрадиции в Казахстан. А если гражданство уже на подходе, нужно будет учитывать, как к этому отнесется Россия, – продолжает размышлять Сатпаев. – Кроме того, из уст президента Казахстана за последние полгода стало звучать немало заявлений, что Национальный банк и правоохранительные структуры должны жестко наказывать владельцев и акционеров банков, а также представителей финансовой элиты, которые нанесли удар по финансовой стабильности страны. Понятно, что когда президент требует чьей-то головы, моментально начинают искать козла отпущения – это чисто восточная политика. И в качестве стрелочника определили Жомарта Ертаева».
Другой казахстанский политолог Айдос Сарым, наоборот, не видит в этом деле никакого политического подтекста, а считает, что всё замешано на финансовых махинациях арестованного банкира.
«Ертаев – обычный рядовой вор, которого надо наказывать и сажать, – безапелляционно заявляет Сарым. – Судя по тому, как он начал просить гражданство, утверждать какие-то сумасшедшие вещи, что ему угрожали, видимо, это в какой-то степени «напряг» [с его стороны]. Если ему выдадут российское гражданство, то понятно, что его экстрадиция уже будет невозможна».
Банкир и общественный деятель Жомарт Ертаев попадает под внимание казахстанских правоохранительных органов уже не в первый раз. В августе 2009 года его, занимавшего в то время пост председателя правления «Альянс-банка», уже арестовывали по подозрению в хищении более чем миллиарда долларов. Затем дело переквалифицировали на «нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и «незаконное использование денежных средств банка», и Ертаев, оплатив штраф, был освобожден из-под стражи.
С 2014 по 2016 год банкир возглавлял компанию «Алма-ТВ» – казахстанского оператора кабельного телевидения, после чего был избран председателем совета директоров международного холдинга «Алма Групп». С 2017 года Ертаев возглавлял совет директоров сразу двух финансовых предприятий: Тройка-Д Банка и Волго-Окского коммерческого банка. При этом три последних года бизнесмен жил за пределами Казахстана.
Весной этого года испытывающий серьезные финансовые трудности Qazaq banki косвенно обвинил Ертаева и неких назначенных им лиц в ухудшении своих показателей. Сам Ертаев утверждал, что «никогда не входил ни в состав акционеров, ни в органы управления Qazaq banki».
На днях на сайте Alma Group было опубликовано заявление Жомарта Ертаева, где он подробно ответил на все обвинения. Так, он заявил, что «в уголовных кодексах России и Казахстана нет такого преступления, как «лоббизм». При этом я никогда не работал в Bank RBK, не значился в штате организации, не получал там зарплату и не был в составе акционеров банка, что легко можно проверить в открытых источниках. Соответственно, я никак не мог влиять на процедуры выдачи кредитов, и я никогда не лоббировал чьи-либо интересы, попросту не имея такой возможности».
Ертаев назвал дело, заведенное в отношении него, «полностью сфабрикованным», а задержание – «частью беспрецедентного давления, которое оказывается на меня и наших партнеров – нынешних собственников компании Alma Group». Кроме того, Ертаев опроверг информацию о том, что он находился в розыске в Казахстане и в международном розыске по линии Интерпола: «Правоохранительные органы Казахстана знали о моем местонахождении… Правоохранительные органы РФ на момент моего задержания 8 мая 2018 года в 18:00 не имели сведений о внесении меня в списки разыскиваемых лиц на территории России, факт отсутствия моего имени в списках разыскиваемых обнаружился только после задержания во время оформления документов в ОМВД по Пресненскому району ГУ МВД России по г. Москве. Также в НЦБ «Интерпол» не было информации о моем розыске. Прямое подтверждение отсутствия моего имени в списке разыскиваемых лиц – это факт свободного пересечения мной границы России во время командировки в Европу 24 марта 2018 года».
«Целью моего задержания и дальнейшей экстрадиции в Казахстан является попытка лишения меня свободы для дальнейшего оказания физического и психологического давления», – считает арестованный банкир.