Доживем ли?
- Подробности
- 3510
- 23.05.2018
- Оксана ЛИГАЙ, движение «Поколение»
Социальное обеспечение, особенно пенсионное бывшего Советского Союза, развалено до основания, а взамен проводились крупномасштабные эксперименты на выживание пенсионеров старшего поколения.
Нарушения конституционных прав и свобод граждан отмечается по 20 и более статьям Основного закона РК.Одно из них – разделение пенсионеров по видам экономической деятельности, не предусмотренное ни пенсионным законодательством, ни Конституцией РК, в зависимости от важности той или иной отрасли при стаже 40 и более лет. Одним начислялись максимальные пенсии, а другим – минимальные с разницей между пенсионными выплатами в 60 тысяч тенге (92 000 – 33 000). Словом, унижений и оскорблений мы за эти годы натерпелись немало, несмотря на то, что в советское время многие из нас получали максимальные пенсии со званием «Ветеран труда».
Рабочая группа Мажилиса второго созыва (спикер Туякбай Жармахан) подготовила доклад о результатах перерасчета пенсий в июне 2003 года, чтобы заслушать отчет министра Карагусовой, но этот отчет так и не состоялся. Ирина Алексеевна Савостина в феврале 2008 года передала тогдашнему премьер-министру К. Масимову в Астане 650 писем алма-атинских пенсионеров с вложенными в конверты надбавками в 650 тенге. В ответ господин Масимов сообщил, что не виноват, это было решение президента страны.
В стране отсутствует закон о пожилых людях. О несправедливости в пенсионном обеспечении говорит тот факт, что минимальные пенсии получают граждане со стажем 40 и более лет из числа состоявшихся пенсионеров и со стажем 20\25 лет без отчислений в ЕНПФ.
Обо всем этом мы написали спикеру Мажилиса Нурлану Нигматулину и первому заместителю партии «Нур Отан» Маулену Ашимбаеву («Беззаконие и обман народа», «Новая» – Казахстан» от 05.03.2018 г.).
Спикер Мажилиса Нигматулин незамедлительно направил к нам в «Поколение» депутата Мажилиса, председателя социально-культурного развития Гульмиру Мустахимовну Иксанову. А 4 апреля состоялась встреча с участием руководителя алма-атинского филиала партии «Нур Отан» Станислава Конкурова, председателя «Поколения» Ирины Савостиной и журналиста Розланы Таукиной. По ее итогам в Алма-Ате депутат Мажилиса А. Нуркина сделала запрос министру труда и соцзащиты Мадине Ерасыловне Абылкасымовой подготовить все необходимые расчеты и сопоставить их с уровнем базовой пенсии с 1 июля 2018 года. Судя по отписке Министерства труда и соцзащиты населения за подписью вице-министра труда и соцзащиты Светланы Жакуповой, мы сомневаемся в достоверности предоставляемой этим ведомством информации.
На сей раз мы надеемся, что парламент примет правильное решение и рассмотрит объективно затянувшийся конфликт, из-за которого из жизни ушло более двух миллионов пожилых людей, прозябавших в нищете. Госпожа Иксанова обещала встретиться с «Поколением» через полгода.
А мы тем временем вспомним, что же было до конституционной реформы 2017 года. Были еще реформы Основного закона РК в 1998 и 2007 годах, Стратегии, 21 Послание главы государства и многочисленные обещания партии «Нур Отан», но несмотря на это, пенсионное обеспечение старшего поколения в республике все эти годы было построено на беззаконии по принципу «кому как повезло» вопреки Конституции РК. Если при каждой конституционной реформе вносились изменения и дополнения в конституционные законы «О Президенте РК-Елбасы», о Парламенте и статусе депутатов, Конституционном Совете, судебной системе, о выборах, республиканском референдуме, то в социальном обеспечении, наоборот, одним Указом Президента РК от 2.03.1994 года были отменены законы, устанавливающие льготы пострадавшим в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и реабилитированным гражданам. Был отменен Закон КазССР «О минимальном потребительском бюджете». С 1998 года на пенсионерах старшего поколения апробировали четыре концепции под видом пенсионного реформирования, без внесения изменений и дополнений в действующее пенсионное законодательство. Все действия правительства были антиконституционными.
В качестве примера привожу отписку Министерства труда и соцзащиты РК (МТСЗН) от 27 марта 2018 год за подписью вице-министра Светланы Жакуповой, которую мы считаем очередным издевательством над нами: «В результате проведенного повышения размеры пенсий граждан, работавших в традиционно низкооплачиваемых отраслях (здравоохранение, образование, сельское хозяйство), повысились незначительно, что является следствием политики в оплате труда. В советское время, как известно, по сути единственным работодателем было государство, заработная плата работающих в разных отраслях жестко регламентировалась государством. ... Кроме того, «Алгоритмы повышения размеров пенсионных выплат» с 1.06.03 года и с 1 января 2008 года проходили правовую экспертизу в Министерстве юстиции и были признаны как соответствующие Конституции РК и действующим законодательным актам». Почему эта экспертиза не опубликована в печати?
Мы живем в независимом государстве вот уже 26 лет. Однако при внедрении отраслевой методики по видам экономической деятельности учитывалась среднемесячная заработная плата в народном хозяйстве с советского периода (1960 г.) по 2002 год, чтобы значительно занизить пенсионные выплаты. Но особенно пострадали те граждане, которые выходили на пенсию в годы наивысшей инфляции (с 1992-го по 1995-й) – для них расчетная пенсия в несколько десятков раз оказывалась меньше минимальной.
Мы ни разу не замечали, чтобы «соц-защита» была предметом обсуждения в парламенте или у самого президента страны. Нас возмущает факт, почему МТСЗН не дает истинную информацию главе государства. Подтверждение – Концепция модернизации пенсионной системы до 2030 года, которая разработана без учета мнения общественности.
Двадцатилетие новой столицы намечается провести с шиком и блеском, а вот 20-летие пенсионной реформы, мониторинг которой мы провели по состоянию на 1.10.2017 года, выглядит следующим образом: если сравнивать с данными 2007 года по странам СНГ и дальнего зарубежья, то по минимальной пенсии Казахстану уступает лишь Украина, а по средней пенсии наша страна отстает от конкурентоспособных стран мира. По величине прожиточного минимума Казахстан занимает одно из последних мест.
Нурсултан Назарбаев: «Нужен постоянный диалог с народом. Надо всегда трудиться на благо народа. Мы должны установить для наших граждан минимальные стандарты, которые должны прямо зависеть от роста экономики и бюджета. Сюда должны включаться здоровое питание и здоровый образ жизни, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов, поэтапное повышение стандарта качества жизни. Поручаю правительству разработать соответствующий закон». Где этот закон? В текущем году непродовольственная часть прожиточного минимума повышена всего на 5%, с 40 до 45%, и составляет 12 730 тенге. Эти средства предусмотрены для оплаты жилищно-коммунальных услуг, покупки моющих средств, лекарств, расходов на транспорт и др.