Командовать Совбезом буду я

Назарбаев отказался от идеи передавать власть


Казахстан с 12 июля живет фактически при новой форме правления. Вместе с президентской властью в стране вводится «совбезовская». Новый закон о статусе Совета безопасности перенес значительную часть управленческих решений на коллективный ареопаг из политических мыслителей. Раньше собрание из президента, премьера, глав спецслужб, главы Нацбанка и нескольких министров с вице-премьерами лишь вносило пожелания по развитию страны. Теперь все его решения будут обязательными для исполнения. А чтобы коллективный разум думал только в правильном направлении – в направлении вечности, – Совбезом будет руководить все тот же Нурсултан Назарбаев. Бессменно. До скончания времен.

Вообще, закон о Совбезе и новом статусе президента – Назарбаеву доверили пожизненное правление «в силу исторической миссии», которую он выполняет, – принимался с некоторыми паузами. На стадии обсуждения в парламенте он едва не был снят с повестки как несвоевременный, но оказалось, что это просто кокетство: как шар в боулинге, законопроект легко сбивал все кегли в виде трех чтений в парламенте, одобрения в Сенате и признания закона конституционным в соответствующем суде. Паузы при этом становились все короче и едва достигали двух суток. Выбив страйк, законопроект по боковой дорожке победно вернулся в администрацию президента (откуда и вышел в свое время) и был спокойно подписан Назарбаевым.
Новое положение вещей в краткосрочной перспективе избавило действующего президента от необходимости держаться за свой нынешний пост: в условиях, когда глава Совбеза – самая важная фигура в стране, должность главы государства стала на какое-то время факультативной. Поэтому председатель Сената «внезапно» говорит в интервью западным СМИ, что, мол, он «не верит», что Назарбаев пойдет на очередной президентский срок в 2020 году. Потом, конечно, эти слова были опровергнуты (крайними в очередной раз оказались журналисты: они якобы вырвали слова из контекста), но по сути предположение оказалось верным – очередное переизбрание Назарбаева стало бессмысленным. Более того, теперь не так важно, кто будет следующим президентом, поскольку в структуре Совета безопасности он обязан подчиняться конкретно Назарбаеву. Таким образом, проблема преемника теоретически решена путем девальвации вопроса. Но это в теории, а на практике все гораздо сложнее.
Во-первых, даже если поставить своего человека на президентский пост, все равно придется поделиться хотя бы частью реальной власти – что в условиях назарбаевского Казахстана просто недопустимо. «Подобные эксперименты всегда заканчиваются раздраем и аппаратным расколом, – прогнозирует политолог Айдос Сарым. – Президент себе такую «роскошь» позволить не может. Он уже прошел все стадии, когда можно было спокойно задуматься о передаче власти. Так что в 2020 году Нурсултан Абишевич снова пойдет на выборы. Другой вопрос, какие это будут выборы».
По поводу 2020 года (или более раннего срока: досрочные выборы всех на свете – национальная забава в Казахстане) есть два варианта развития событий, добавляет Сарым. Можно трансформировать сами выборы, например, из прямых в избрание президента парламентом (этакие автократические выборщики). Но резоннее, особенно учитывая, что Назарбаеву нужно выглядеть прилично в глазах Запада, оставить пока все как есть. «Но тут другая проблема: сколько набирать? – размышляет политолог. – 99%? Но это будет выглядеть глупо. Меньше, чем уже было (на прошлых выборах Назарбаев набрал 97,75%. – Прим. «Ферганы»), нельзя. И соперничать с откровенными клоунами – тоже не комильфо». В каком-то смысле это тупик возможностей, но экспериментировать нельзя: в стране проблемы с экономикой и определенно растет недовольство происходящими событиями, тут любые резкие движения могут привести к вспышке.
Поэтому вопрос с 2020 годом на самом деле является очень дежурным, поскольку в силу вступает во-вторых. Да, Назарбаев может поставить через два года на пост президента любого человека, и тот будет ему подконтролен. Да, он может остаться сам и сосредоточить всю полноту власти в одних руках. Но вся беда в том, что руки постепенно слабеют в силу возраста (эликсир молодости так и не найден), а когда Назарбаев окончательно уйдет с политической арены – вероятнее всего, это совпадет с его уходом из жизни, – все нынешние структуры начнут ходить ходуном. «Тот же Совет безопасности состоит из людей, – говорит директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. – Они все принадлежат к разным группам влияния. Если второй президент захочет расформировать или реформировать Совбез, поставив туда своих людей, неизбежно начнутся конфликты. Второму президенту нужно будет или лепить команду из того, что есть, а это сложно, поскольку он будет равным им всем; или формировать свою группу тех, кому доверяешь».
Статус «временной фигуры» на посту руководителя не раз обманывал «Политбюро» (а Совбез очень на него похож). Был Никита Хрущев, которого воспринимали марионеткой, а он зачистил всех своих противников. Был Леонид Брежнев, которого тоже не думали оставлять слишком уж надолго, а он задержался на 18 лет. Из свежих примеров можно упомянуть Узбекистан, где Шавкат Мирзиёев, как многие надеялись, продолжит дело Каримова, а он в мгновение ока избавился от наиболее влиятельных и одиозных руководителей, сделавших карьеру при его предшественнике. Поэтому любая даже техническая фигура несет большую опасность для нынешней системы власти.
Новым статусом Совета безопасности Нурсултан Назарбаев создал себе еще один рычаг для управления, но преференций у него было в избытке и на других должностях. Достаточно было просто оставаться Лидером нации. Но в том-то и беда, что Назарбаев хочет создать систему, которая будет работать и после него, однако что-то по-настоящему реформировать президент не решается – сделать это не позволяет система сдержек и противовесов разных клановых игроков, и все нынешние попытки замыкаются на удержании управления в одних руках, его собственных. Конфликты неизбежны, а стать преемником все больше шансов у того, кто возглавит комиссию по похоронам. Но это уже от первого президента никак не зависит.