Цветы на пепелище

Выйдет ли из ступора казахстанская журналистика?


Акция устрашения?


В прошлом году после закрытия портала Ratel.kz соцсети некоторое время стенали о смерти казахстанской журналистики. Честно сказать, эти разговоры мне были неприятны: как будто присутствую на собственных похоронах.

Но трудно не согласиться с тем, что события 2018-го впечатление произвели на всех. Обыски 2 апреля в редакциях Forbes Kazakhstan и Ratel.kz ясно показали: властям «по барабану» и мировой бренд первого издания, и звездная команда второго. Вытрут ноги о кого угодно, даже не сомневайтесь.

Акция устрашения была направлена не только на два конкретных СМИ, но и вообще на все, где еще шевелилась свободная мысль. Месседж был получен и понят правильно. Большинство отечественных медиа испуганно и дружно «присели».

Чтобы вы почувствовали разницу, как изменилась ситуация за последние полтора года, приведу два красноречивых примера освещения судебных процессов – в 2017-м и 2019-м.



Хайп до небес


Если забить в поиск название компании «К-Дорстрой» и фамилию бывшего заместителя гендиректора Серика Рамазанова – вывалится целая «кишка» ссылок. Пройдите по любой – и узнаете, что в апреле 2017 года за взятку арестованы этот топ-менеджер крупной дорожно-строительной фирмы и директор Северо-Казахстанского областного филиала нацкомпании «Казавтожол» Аскар Жанкин.

В том же году их осудили и приговорили к штрафу: первого – к 60 млн тенге, второго – к 120 млн.

Пресса бурно обсуждала процесс. Но между арестом и приговором произошли другие события, тоже имевшие отношение к компании «К-Дорстрой».



Суды на встречных курсах


Процитирую Forbes.kz: «13 июня 2017 года Медеуский районный суд Алма-Аты вынес решение по иску Валерия Лазарева к издателю Forbes.kz ТОО «United Media Group» и заместителю главного редактора Forbes Kazakhstan Александру Воротилову о защите чести и достоинства.

Истец просил суд признать не соответствующими действительности 14 статей,

7 из которых были опубликованы на сайте Forbes.kz и 7 – на Ratel.kz (издатель ресурса и его журналист Геннадий Бендицкий также выступили ответчиками по делу), опровергнуть их и полностью удалить с сайтов. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил (…)

Отдельно стоит отметить, что те же статьи, ставшие поводом для претензий Лазарева, были перечислены в поданном ранее иске экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова и его сына Ильхалида Какимжанова. Тогда суд обязал журналистов выплатить истцам моральный ущерб – в совокупности 50 млн тенге» (конец цитаты).

Поясню, что Валерий Лазарев, защищавший свою репутацию, – гендиректор «К-Дорстрой», чей зам был на тот момент арестован.

А 80% акций компании принадлежат Ануару Султансихову, племяннику Зейнуллы Какимжанова.

Позже в судебной коллегии Алма-Атинского городского суда журналисты обжаловали решение суда первой инстанции по иску Лазарева и выиграли дело. Но истец подал кассационную жалобу в Верховный суд, и высшая судебная инстанция приняла его сторону.



Закрыть команды не было


В конце марта прошлого года З. Какимжанов подал заявление в полицию на журналистов двух изданий. Было начато досудебное расследование по признакам ст. 274 ч. 3 УК РК «Распространение заведомо ложной информации (с использованием СМИ)». В эти дни следствию исполняется уже 10 месяцев. И оно все никак до суда не докатится. Похоже, не с чем в суд идти. А закрыть дело – значит расписаться в том, что обвинения были облыжными. Да видимо, и команды такой не было – закрыть.

Одновременно с З. Какимжановым прокуратура подала иск о прекращении выхода Ratel.kz и своего добилась.



«К-Дорстрой»: Еще один процесс


Тем временем в конце прошлого года в Есильском суде №2 Астаны начался еще один уголовный процесс, в котором фигурировал «К-Дорстрой».

Теперь на скамье подсудимых оказался уже его гендиректор Валерий Лазарев. Тот самый, что годом раньше отстаивал свои честь с достоинством и деловую репутацию своей компании.

Летать в Астану на заседания суда далековато, и я был вынужден довольствоваться «Судебным кабинетом». Вот вся информация, которую я там нашел.

Подсудимые:

1. Валерий Лазарев, генеральный директор АО «К-Дорстрой»,

2. Мукан Абишев, директор Алма-Атинского филиала АО «К-Дорстрой»,

3. Бахытжан Колганатов, старший прораб АО «К-Дорстрой»,

4. Анатолий Михайленко, директор Павлодарского филиала ТОО «Автодорсервис»,

5. Сергей Сидоров, главный инженер ТОО «Каздорпроект»,

6. Рысбек Жумадилов, главный специалист Алма-Атинского областного филиала АО НК «Казавтожол»,

7. Батыр Дадамурзаев, директор АОФ АО НК «Казавтожол».

Все они обвиняются по статье 189 ч. 4 п. 2 – присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере (наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового).

Кроме того, Лазареву инкриминируют ст. 28 ч. 3 (организация уголовного правонарушения), Абишеву, Михайленко, Колганатову, Сидорову – ст. 28 ч. 5 (пособничество), Дадамурзаеву – ст. 361 ч. 1 (злоупотребление должностными полномочиями).

Процесс длится уже больше месяца. Прошло несколько судебных заседаний. Но до недавнего времени я никак не мог узнать, что именно инкриминируют подсудимым.



Неинтерес к процессу?


Информацию о сути дела я все-таки нашел. На не чужом для меня сайте Forbes.kz, чей корреспондент посещал процесс.

Процитирую ресурс еще раз: «Как следует из материалов дела, ущерб государству был нанесен при строительстве участка автодороги Алма-Ата – Капшагай, которую прокладывали в рамках программы «Нурлы жол». Оператором являлось АО НК «Казавтожол» (конец цитаты).

Ущерб составил, как ранее писал Forbes.kz, 112 млн тенге.

Тот факт, что менеджер, засудивший журналистов за поруганные честь, достоинство и хозяйство, то есть деловую репутацию (и это судебное решение остается в силе!), теперь сам на скамье подсудимых, меня не возмущает и даже не смешит.

Гораздо больше, чем предмет судебного разбирательства, мне сейчас любопытно другое обстоятельство.

Полтора года назад неприятность случилась все с тем же «К-Дорстроем» и с заместителем директора. И взятка там была – тьфу! «Всего лишь» 2 миллиона тенге.

Но шум в прессе стоял до небес: все главные СМИ отметились.

А нынче? В уголовном деле – та же компания. У которой прежний владелец. А у того – все тот же дядя. Главный фигурант – не зам, а целый гендиректор. Ущерб – в 56 (!) раз больше, чем взятка в 2017-м.

И, судя по поиску в Google, Forbes.kz – ЕДИНСТВЕННОЕ издание, которое освещает процесс.

Куда остальные подевались?



Кто поддержит в печке огонь


Хорошо, допускаю, что неинтерес медиа к процессу имени Лазарева вызван простым совпадением. Так случается в нашем информационном море, что всякая ерунда становится хайпом, а крупная рыба проплывает мимо.

Да и я не любитель всех стричь под одну гребенку: типа «закрыли «Ратель» – и журналистика кончилась».

Есть немало СМИ, которые поддерживают в печке огонь профессии: Informburo.kz, «Новая газета» – Казахстан», Holanews, Esquire.kz, Vlast.kz, Azattyq, атырауская «Ак Жайык» и «Уральская неделя». Извините, если кого не упомянул из тех, кто того достоин.

Но в то же время мне достоверно известно, в каких редакциях запрещено, например, выступать в защиту Кокжайлау или критиковать Байбека.

А в одном издании – табу на употребление слова «Ratel.kz»!

Не называю эти СМИ единственно из сочувствия к главным редакторам, которых владельцы низвели до такой степени затравленности и самонеуважения (а может, они и сами себя низвели – без подсказки, из инстинкта самосохранения). И к журналистам, которые вынуждены работать под недуховыми шефьями. Да я и не судья ни тем ни другим. Как писал Евтушенко, «он знал, что вертится Земля, но у него была семья».

Не стану завершать пост на пессимистической ноте. По двум причинам.

Во-первых, вижу рядом коллег, которые остались верны призванию.

Во-вторых, твердо знаю: быстрее всего цветы растут именно на пепелище.