Душа моя — перо

Недавно под таким названием вышла в свет новая книга эссе известного публициста, президента казахстанской Академии журналистики, профессора Сагымбая Кобашевича Козыбаева, некоторые главы из которой мы публикуем в этом номере.


 

Да, скифы мы...

Русские – украинцы. Армяне и грузины. Казахи – узбеки. Ясно иногда, что говорят о соседних родственных народах в быту сами же они. Помощь армянского радио не потребуется. Все знают: москали, хохлы и прочее. У нас тоже есть в Средней Азии иносказания.

Был в истории казахов так называемый Узбекский Улус. Появление такого названия связывают с именем казахского хана Эзбека (Узбека в русских источниках), авторитет которого был столь велик, что всех его подданных в XIV веке стали называть собирательным термином «узбек».

Улуг Улус, или, как принято сейчас называть, Золотая Орда, – часть монгольской империи на казахской земле. Ханов было тьма. Но во времена правления одного из могущественных – Узбек хана (1312 – 1342) из династии Батыя – Орда достигла наивысшего расцвета. Хан провозгласил ислам государственной религией, умело вел оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Все управление Ордой передал наместникам верховного хана – биям, визирям, баскакам. Ввел правовые нормы, способствовал развитию градостроительства, открыл торговые фактории, которые перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава).

На самом деле хан Узбек к термину «узбек» в современном понимании отношения не имеет. «Когда хан приходил куда-либо, то каждый, которого спрашивали: «Кто эти пришельцы?», принимал имя своего военачальника и государя, которым был Узбек хан». Это объяснение дано в таджикском сочинении XV века «Генеалогическое древо тюрков».

Избравшие ханом Узбека, а вслед за ним и Абулхаира, племена были: кият, аргын, уак, мангкыт, конырат, найман, керей, уйгур, карлук, уйсун и другие. Из них и выковался термин «казах». Представители шейбанидов из ветви Джучи обосновались в Маверанахре и стали узбеками. В 1465 – 1466 годах множество кочевых кланов, подданных Абулхаира, присоединились к другим чингизидам – Керею и Жанибеку, став независимыми. С тех пор эти кочевники, отделившиеся от Узбекского Улуса, и стали называться казахами. А вот как на бытовом уровне отзываются друг о друге казах и узбек, я, пожалуй, воздержусь высказаться.



Правило седьмого колена

Попробую изъясниться понятнее. У казахов есть неписаное правило, связанное с кровосмешением. Называется оно жетi атага дейш кыз алыспау – невеста, будущая жена, не должна быть до седьмого колена из одного рода.

Почему? А чтобы потомство было здоровым, нация в целом. По-научному это называется экзогамией. Табу брачных отношений между членами родового объединения до седьмого поколения. Потому до сватовства выясняется, что к чему. Если ты найман, суженая аргынка – проблем нет. А если оба, к примеру, найманы, то до седьмого колена они не должны пересекаться. Что зачастую проблематично.

У казахов более сорока родов, точнее – сорок три. Единственный народ в мире, который соблюдает вышеуказанное правило. Или пытается. У уйгуров, узбеков, туркмен, татар браки, бывает, сходятся на уровне третьего колена – внуков или внучек.

А казахи как бы соблюдают свой генетический код. Мне показался обычай занятным, стал искать подкрепляющие данные. Немало писал об этом Г. Бельгер – тонкий знаток казахских обычаев. Любопытный пример приводит в беседе с поэтом К. Бегмановым ныне покойный этнограф Жагда Бабалыкулы. Как-то хан Аз Жанибек спрашивает мудреца Отейбойдака из рода албан: «Что нужно делать, чтобы народ был здоровым и долго жил?». На что получает ответ: «Во-первых, не здороваться за руки. Это заразно. Во-вторых, приветствуя, не целоваться. И, в-третьих – до седьмого колена не выдавать и не брать девиц».

Сложно судить об этом в нашем изменившемся мире, где многое уже наперекосяк. Но что в этом есть прок – бесспорно. Скажем, ты сидишь уже за дастарханом, а вновь прибывшие с тобой здороваются за руку, даже не помыв руки.

Общеизвестно в связи с указанным генетическим кодом народа понятие о связи поколений. По восходящей: сын – внук – правнук и далее. У казахов бала – немере (внук от сына) – шобере (правнук) – шепшек (праправнук) – и далее немене – туажат – журежат (седьмос поколение). И, наконец, журагат. Вот с него и разрешается вступать в брачные отношения.


 

Степная математика

Веками казахские бии-мудрецы наставляли соплеменников, вынося окончательные вердикты. Вот пятерка заветов (есиет). 1. Не верь тугодуму. 2. Не унижайся перед высокомерным. 3. Остерегайся близкого окружения. 4. Не ходи в гости к голодному. 5. Не бери от неимущего подарок (сыйлык).

Но почему именно пять, а не больше, и почему именно эти наставления?

У мудрецов свои понятия о греховном, отсюда и предостережения. А что, они и сегодня впрок.

Бии определяли принципы законопослушия и порядка. Удивительно, но десятка тех, кто не в ладу с правилами бытия, следующая: пьяница, безграмотный (укыпсыз), жадный, больной, изнуренный, злобный, щелкающий зубами (в смысле голодный), торопливый, паникующий (урей-ленген), влюбленный.

Конкретный десяток лиц. Возникают вопросы. Но мудрецам виднее, им все с руки.

Какие же люди, хоть и живые, но сравнимы с покойниками? Казахские мудрецы остановились на цифре пять.

Кто же вровень с покойниками? Это нищий, безнадежно больной, умалишенный, гонимый, лакей.

Казахи по природе своей многоговорливы. На отдельное жизненное понятие могут разразиться целой поэмой. Именно в стихах. Но порой приходиться удивляться краткости вердикта. Это также от биев.

Вот как определены ими те, кто находится в зависимости (по-казахски борышка баткан). Таковых всего трое – это смертельно больной, муж неудачной, неподходящей, сварливой бабы и потерявший сон от вражды с соплеменниками. Что же, вполне резонно.



Пятое мая

С разрывом в один день былые журналистские профессиональные праздники – День печати и День радио (5 и 7 мая соответственно). В России последнюю дату решили оставить, поскольку связана с именем Александра Попова, изобретателя радио. К тому же радиожурналисты – это большая каста. В Казахстане дата эта исчезла, уступив дорогу Дню защитника Отечества.

5 мая 1912 года вышел первый номер ленинской «Правды», газеты №1 в СССР, остававшейся неизменно под этим названием более семидесяти лет. Ленин, очевидно, приурочил ее выход ко дню рождения Карла Маркса.

В новой России логично поступили, отмечая с 1992 года профессиональный праздник работников прессы 13 января. В честь начала издания первой российской печатной газеты «Ведомости», выходившей во времена Петра I (1703).

Но и у нас была первая национальная газета. 10 мая, 148 лет назад, в Ташкенте вышел первый номер «Туркестан уалаятынын газети». Конечно, она была органом царского времени, как и «Ведомости», но объективно оставила должный след в просвещении казахского народа. В ней публиковался Алихан Бокейханов, появились и первые отечественные журналисты.

Логика, однако, у нас не сработала. Приписали газете ярый колониальный дух. Как исследователь истории журналистики, утверждаю, что это очень спорно. Газета была по содержанию просветительской, информационной. Решили, видимо, что у казахов не было своей давней газеты, и быть не должно. Как в свое время запрещалось упоминать и более поздние – газету «Казак» и журнал «Айкап». Будто их тоже не было.

У нас теперь день всех СМИ отмечается как бы 28 июня. Отмечали, помнится, и в последнее воскресенье июня. Даже привязав к журналистам заодно и связистов.

Всё это хорошо, но к идеологии, к ее высшему смыслу, важнейшему социальному институту в лице прессы, СМИ отношение должно быть в стране адекватным. И приподнятым, учитывая их роль в жизни общества. А дошло до того, что газету сегодня днем с огнем не сыщешь.

А пока по старинке коллеги не забывают поздравить с былым днем печати. Неудивительно: день 5 мая для журналистов был устойчивым целые десятилетия. И надежно закрепился в сознании.