Где точка плавления льда?

Вероятнее всего, нам предстоит наблюдать постепенную эскалацию противостояния казахстанских дуумвиров


21 августа Нурсултан Назарбаев огласил свой план «перезагрузки» власти. Партии «Нур Отан» был отдан приказ на всеобщее наступление. Нам неведомо о том, какое джентльменское соглашение было заключено дуумвирами в марте этого года, но такого публичного унижения, которому подвергся на расширенном политсовете действующий президент, оно, конечно, не предусматривало. Этот преднамеренный акт, безусловно, развязывает руки для симметричного ответа.

Каким он будет?

Президент может принять вызов своего визави и играть на повышение ставок, сразу переведя противостояние в высокую фазу. Например, продолжая высказываться в духе поддержки развития мультипартийности, показать свою благорасположенность к другим партиям и политикам. Далее, не откладывая в долгий ящик, внести в парламент проекты законов, подрывающих монополию елбасы в Мажилисе. Когда же президентские инициативы будут отвергнуты парламентским большинством (а они, несомненно, будут отвергнуты) – выйти из «Нур Отан» и объявить себя внепартийным главой государства.

Судя по всему, на столь решительные действия Токаев пока не готов. У него не сложилась собственная команда, нет достаточной базы поддержки в государственном аппарате, нет контроля над силовыми структурами, популярности в гражданском обществе. В его характере – взять паузу, отмолчаться, как это он сделал на политсовете «Нур Отан». Поскольку Назарбаев проявляет напористость и, кажется, не вполне контролирует свои эмоции, то выжидание, возможно, не самая плохая для Токаева тактика.

Сторонников политических реформ первое послание второго президента народу Казахстана, скорее всего, разочаровало. Сочувствую такому нетерпению, особенно у молодежи. Сам был таким.

Но крот истории роет медленно.

Хотя и тут... с какого минарета посмотреть. Еще в июне 1988 года Михаил Горбачев предлагал совмещать партийные и советские посты, а в марте 1990-го была отменена монополия КПСС на власть. От «возвращения к ленинским принципам» до краха коммунистической империи прошло менее двух лет. Не думаю, что полуфеодальный авторитаризм крепче.

В среднесрочной перспективе время работает на Токаева.

Во-первых, президент есть президент, его полномочия весьма обширны, и Токаев может спокойно ждать тех ситуаций, когда его оппонентам понадобится президентская подпись на важном документе. Вот тогда-то он и потребует сатисфакции.

Во-вторых, Назарбаев, даже по меркам современной демографии, выходит из возраста активной профессиональной деятельности. Сейчас, в период двоевластия, у елбасы заметно прибавилось хлопот: нужно быть начеку, не допустить усиления соперника, разброда и шатания в своих рядах. Такие нервные нагрузки могут подкосить любого, не только пресыщенного властью аксакала.

Вероятнее всего, нам предстоит наблюдать постепенную эскалацию противостояния, пик которого придется на парламентские выборы. Возможно, это и будет точкой плавления льда. Борьба обещает быть затяжной, за это время может произойти всякое. И с ишаком, и с падишахом. В такой ситуации обе стороны рекрутируют союзников и, что самое ценное, ищут поддержки общественного мнения.

На примере Алма-Аты видно, как, с одной стороны, новый аким отменяет мало популярные решения своего предшественника, а с другой – Байбек, защищаясь, мобилизует сторонников своих урбанистических начинаний. Сагинтаев уже вынужден оправдываться, корректировать шаги, уверять, что «возвращения заборов» не будет.

Начинается череда больших информационных войн. Нетрудно догадаться, какие темы могут стать чувствительными для клана Назарбаевых. Почти все представители обширной семьи первого президента, ставшие миллионерами и миллиардерами в предшествующую эпоху, – потенциальные цели для дискредитации елбасы. Кроме того, за 30 лет бессменного правления в шкафах у последнего скопилась обширная коллекция скелетов. Можно ожидать вскрытия новых фактов по политическим убийствам и другим темным страницам эпохи Назарбаева. Да и «Казахгейт», как известно, был свернут в суде Нью-Йорка лишь по процессуальным основаниям, оставив достаточно доказательств для рассмотрения этого дела по существу в судах другой юрисдикции.

Сказанное выше не означает, что в информационные войны втянутся спецслужбы и государственные СМИ. До поры до времени борьба будет носить «гибридный», партизанский, я бы даже сказал, добровольческий характер. Тех, кто имеет претензии к старому режиму, в истеблишменте полно, им надо лишь намекнуть, что их час настал.


под текст

Известный общественный деятель и журналист Гульжан Ергалиева на своей странице в «Фейсбуке» поделилась впечатлением от послания президента Токаева – ей оно показалось каким-то драматичным... И драмы проходили за кулисами, считает Гульжан.

«Во-первых, очевидно, что прямой эфир выступления Токаева отменили в последний момент, хотя прелюдия к трансляции и была в назначенное время. Почему отменили и дали в записи через 3 часа в смонтированном варианте? Можно только догадываться. Боялись импровизаций докладчика во время выступления или текст до последнего момента проходил согласование с Лондоном, где, как говорят, находится елбасы. Не доверяют?

Во-вторых, вызвало немало докучих мыслей то, что Токаев не стал (отказался?) лично представлять кандидатуру Дариги Назарбаевой на место спикера Сената, как он это сделал в первый раз в июне. Текст выдвижения от его имени прочитал глава администрации президента Кушербаев. А сама церемония «избрания» спикера прошла без главы государства и не только скомкано, но довольно натянуто...

Эти нюансы «исторического момента», как пишут ребята из Акорды о послании Токаева, могут говорить о многом... Возможно, скоро и мы увидим более очевидные признаки «тайн астанинского двора»,– заключает Ергалиева.