Кто главный?

Назарбаев заявил, что в стране двоевластия нет. Но остались вопросы


Некоторые политические эксперты в России считают, что Касым-Жомарт Токаев постепенно отказывается от заданного ему паттерна поведения второго президента.

Так, Токаев на прошлой неделе принял министра иностранных дел Российской Федерации, прибывшего в Нур-Султан с официальным визитом. «Несмотря на то, что главными обсуждаемыми темами были вопросы безопасности в Центральной Азии, Сергей Лавров с пожизненным председателем Совета безопасности Казахстана
повстречаться не пожелал, – замечает политолог Виктор Ковтуновский. – Он даже не нанес визита вежливости в главную столичную библиотеку. Вряд ли столь опытный дипломат проигнорировал первого президента по незнанию особенностей казахстанской посттранзитной иерархии. В публичном общении министр иностранных дел ни разу не упомянул человека, чьим именем недавно назван посещаемый им город. И это знак. Демонстрация того, на чьей стороне в противостоянии дуумвиров будет Кремль».

Надо полагать, считает Ковтуновский, елбасы сигнал уловил. И его встречи с министром внутренних дел и председателем Агентства по противодействию коррупции показывают, что он ни в чем Токаеву уступать не собирается. Тем более ослаблять свое влияние на силовиков.

Токаев же, по мнению телеграм-канала Uzun Qulaq, проверяет сложившуюся систему на прочность. Он знает о де-факто неподконтрольности ему силовиков, но тем не менее на прошедшем совещании по дальнейшему развитию столицы второй раз обратил внимание на то, что Агентство по противодействию коррупции ведет вялую работу по расследованию финансовых злоупотреблений вокруг скандального проекта Astana LRT, который лоббировал бывший заместитель акима Астаны Нурали Алиев, сын Дариги Назарбаевой.

И на этом направлении, невзирая на возраст, елбасы требуется сохранять особую бдительность.

Уже на второй день после совещания по дальнейшему развитию столицы Нурсултан Назарбаев в экстренном порядке организовал встречи с председателем Агентства по противодействию коррупции Аликом Шпекбаевым и главой МВД Ерланом Тургумбаевым. «Эти деликатные обстоятельства, даже если о них шла речь, не могли попасть в официальный пресс-релиз. Нам сообщили только о том, что глава Совбеза «акцентировал внимание на необходимости вовлечения общественности в процесс борьбы с коррупционными проявлениями», – обращает внимание Виктор Ковтуновский.

Одним словом, Токаев получил новый импульс и настроен на то, чтобы оттеснить, наконец, бывшего президента от реальной власти, в то время как Назарбаев и его окружение полны решимости отбить очередную атаку на свои позиции.

И через пару дней, когда президент Касым-Жомарт Токаев находился в Туркменистане, где принимал участие в саммите глав СНГ, елбасы неожиданно дал интервью агентству «Хабар», в котором заявил, что в стране двоевластия нет: «Это, как говорят, от лукавого. Сплетни специально запускаются людьми, которые не хотят стабильности в Казахстане. Хотят, чтобы здесь драка была, раздвоение было и т.д. Это наши беглые воры, предатели Родины, они оттуда запускают, чтобы спокойную жизнь народа нарушить. Это не имеет никакого основания под собой, поскольку Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, по типу французской, российской, отчасти американской».

Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов в интервью «Независимой газете» подозревает, что Назарбаев, упоминая в своем комментарии «предателей Родины», подразумевает, скорее всего, Мухтара Аблязова: «Так или иначе, это свидетельство влияния Аблязова на какую-то часть казахстанской элиты. Не в наших постсоветских традициях называть главам государств лидеров оппозиции по именам. Это как в случае с Навальным».

«Но уместно задать вопрос: кто главный в этом едином и неделимом государстве? Чьи указания должны выполняться в первую очередь? И тут, что называется, «есть нюансы», – пишет на своей странице в «Фейсбуке» Виктор Ковтуновский.

Признавая, что Токаев – действующий президент, Назарбаев не раз подчеркивает свою роль в стратегическом управлении страной. Он как председатель обеспечивает работу Совета безопасности, Ассамблеи народа Казахстана, руководит партией «Нур Отан», а также председательствует во многих международных органах, в создании которых принимал участие, а Касым-Жомарт Токаев лишь советуется с ним, но решения принимает самостоятельно.

Как сказал в интервью «Независимой газете» директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, ситуация в Казахстане не совсем «безобидная», поскольку она дезориентирует международное сообщество: есть вопросы, которые надо решать на официальном уровне, но при этом есть елбасы, который какие-то вопросы решает вне официального поля. Но это единственное «противоречие». А в целом между первым и вторым президентами никаких проблем пока не видно.

Однако Виктор Ковтуновский обратил внимание на реальные действия первого президента за последние полгода: «Он по-прежнему принимает руководителей всех рангов и уровней, не смущаясь тем, что они находятся в непосредственном подчинении Токаева. Акимы и министры чуть ли не ежедневно отчитываются перед елбасы и получают его высочайшие рекомендации».

«С точки зрения правящей элиты объективным показателем отхода от дел был бы отказ Назарбаева хотя бы от одной из своих трех нынешних должностей, – считает Ковтуновский. Но он не только ни от чего не отказывается, но и демонстрирует в своих ипостасях небывалую прежде активность, словно соревнуясь с действующим президентом в лидерстве на информационном пространстве».

Параллельно, по прямому указанию Назарбаева, идет «перезагрузка» «Нур Отан», нацеленная на усиление ее влияния на правительство и акимов всех уровней. Мажилис и Сенат, по наблюдению Ковтуновского, начинают демонстрировать действующему президенту свою «суверенность». «Такое позиционирование оставляет мало сомнений у работников государственного аппарата: они понимают, кому следует подчиняться в первую очередь и чье слово будет решающим. В этом контексте утверждение, что «никакого двоевластия нет», звучит, по меньшей мере, двусмысленно.

Политолог Аркадий Дубнов тоже видит, что в транзите власти в Казахстане за полгода его реализации обнаружились слабые места. «Действительно, некая «шизофрения» во властных элитах, определяемая неспособностью выявить, где действительно находится центр принятия решений, угрожает известной неуправляемостью происходящего в стране и заодно эффективности проведения необходимых реформ, – отмечает он в интервью «Независимой газете». – Поэтому Назарбаев, остающийся дееспособным и внятным национальным лидером, не может этого не понимать». По словам эксперта, полгода, прошедшие с отставки Назарбаева, выявили достаточную самостоятельность и независимость поведения Токаева, который уверенно начал концентрировать власть в попытке реально стать главой государства. «Это само по себе уменьшает партию его основного соперника на Олимпе Дариги Назарбаевой. Я расцениваю выступление елбасы как трезвую оценку неприятных последствий, как месседж тем, кто решил, что поддержка Дариги Назарбаевой – дальновидный шаг в условиях Казахстана», – заключил Аркадий Дубнов.