Аргументы и факты Сергея Степанова


В воскресенье неожиданно для всех, в реанимации 12-й Алма-атинской городской больницы, не приходя в сознание, скончался Сергей Степанов. Инсульт. А в пятницу он сдал очередной, но, как оказалось, последний для него, номер «Аргументов и фактов» - Казахстан», где многие годы был шеф-редактором. До этого Сергей входил в руководство знаменитой перестроечной «Казахстанской правды».

- Это был ее взлет перед путчем 1991 года, когда до газет, даже до таких, как «Казахстанская правда», никому дела не было, они работали себе и работали. «Казправда» была газета «number one» (номер один), - вспоминал Сергей в интервью Internews. - Было опьянение свободой, и можно было печатать все что угодно. То есть мы себе позволяли самые острые вещи, которые невозможны были до 1985 года и стали невозможны где-то после 1994-го. Это был недолгий период свободы слова, и вскоре произошел разгром «Казахстанской правды». И мы ушли. Это был беспрецедентный акт профессионального самоуважения и солидарности. Главный редактор Слава Срыбных положил заявление на стол, и с ним ушел основной костяк профессионалов. Власть начинала зажим с тех средств массовой информации, которые были под рукой, например, с «Казахстанской правды». А с остальными разобрались проще. Как сказал великий кормчий, «надо повалить дуб, мартышки сами разбегутся». То есть с остальными изданиями было гораздо проще справиться. Гораздо позже приступили к частным газетам. Но с ними было сложнее, потому что они - тот же «Караван» - выживали все-таки за свой счет. Тогда была серия конфликтов, когда журналисты пытались доказать свое право говорить все, что они хотят, но из этого ничего не вышло.

И Сергей ушел в «Караван» - был одним из создателей и главным редактором первой в республике цветной ежедневной газеты «Караван-блиц», чем всегда очень гордился.

Затем последовало приглашение в «АиФ»- Казахстан», где Степанов проработал до последнего дня своей жизни.

-Я доволен тем, что пришел сюда. Не могу сказать, что здесь нет проблем. Но, с другой стороны, а у кого их нет? Зато есть масса преимуществ. Во-первых, это издание на территории данной республики не зависит ни от чего, кроме своего бизнеса, иначе говоря, политически совершенно независимо, – делился Сергей в этом же интервью Internews. - Во-вторых, здесь сложилась атмосфера, которую я уже давно не видел в печатном издании. Это какая-то очень серьезная взаимоподдержка. Если когда-то в прошлой жизни мне хотелось иногда на все плюнуть и уйти куда-то, здесь этого не хочется. А хочется, наоборот, расправить крылья и парить.

Сергей очень переживал за состояние журналистики в Казахстане. Считал, что мы все находимся в растерянности из-за массовых увольнений. «Вы посмотрите, сколько сейчас безработных журналистов, какая демпинговая оплата труда! Сейчас журналисту найти работу в Алма-Ате большая проблема… - сетовал он Internews. - Но скоро настанут времена, когда нам нужна будет цеховая консолидация сил. Хотя бы для того, чтобы выработать какие-то общие критерии. Нам нужна организация, куда люди могли бы прийти пообщаться с братьями по цеху. Наша разобщенность идет от чего? Закрылись каждый по своим офисам и друг друга знаем только по публикациям, берешь «Караван» или газету «Время», начинаешь читать: а что же это за человек такой? Я сто лет проработал в журналистике, но многих уже не знаю. Появилось новое поколение, мне очень хотелось бы с ними познакомиться. А как? Идти к ним в редакцию? Их звать сюда? У нас нет такого места, где мы могли бы выпить чашку кофе и обсудить какие-то свои дела. Может быть, с этого надо начинать? А остальное приложится.

В последние годы у «АиФ», как и у других газет Казахстана, настали тяжелые времена. Сергей порой выглядел уставшим и разочарованным. Говорил, что как только выйдет на пенсию, на следующий день все бросит и уйдет. Не бросил и не ушел. На пенсии он толком-то и не был. Остался со своим «АиФ»-ом до конца.




Редакция «Новой газеты» - Казахстан» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким нашего друга и коллеги Сергея Степанова.

Прощание с Сергеем Степановым состоится 10 декабря в 10.30 в ритуальном зале 12-й Алма-атинской городской больнице (въезд с ул. Байзакова). Похороны состоятся на кладбище «Баганашыл».

Поминальный обед - в 13.30 в ресторане «Пугасов».