Сергей ДВОРЦЕВОЙ: «Mне не хватает денег на еду»

Известный казахстанско-российский кинорежиссер Сергей Дворцевой дал интервью Интернет-порталу «Медуза» — почему он оказался в «списке позора» российского Минкульта из-за фильма «Айка», который получил много фестивальных наград, в том числе приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале и попал в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».


Тем не менее, за нарушение сроков производства режиссер, продюссер и автор сценария картины Сергей Дворцевой (летом он вошел в состав Американской киноакадемии) теперь должен выплатить Минкульту семь с половиной миллионов рублей штрафов — при общем бюджете картины примерно в 100 миллионов (из них господдержка составила 28 миллионов рублей). В интервью «Медузе» режиссер Дворцевой рассказал, что не смог уложиться в сроки, потому что для фильма ему был нужен натуральный снег в Москве. А, как назло, две зимы подряд там были бесснежными. «Мы ходили собирали снег в мешки, когда он выпадал, ставили в огромные холодильники. Выращивали сосульки… — рассказывает Дворцевой. — Вы бы видели, как мы изощрялись, это же смешно выглядит, когда взрослые люди собирают снег где-то на прудах. Люди, которые не знают, как я снимаю, говорят: сними искусственный снег или положи синтепон. Но мы занимаемся серьезным кино, это смотрят на большом экране. И если ты думаешь о качестве, то понятно, что никакой искусственный снег, вату, синтепон нельзя использовать, потому что все это видно. Мы даже в Мурманск поехали снимать от безысходности, нашли район, где похожие на Москву дома. Но в итоге не получилось: там люди совершенно по-другому двигаются. Это не Москва, где все двигаются быстро — на большом экране это сразу заметно… Я всегда использую природу как часть драматургии. И там как раз ситуация, когда в Москве аномальный снегопад, когда очень большие изменения в погоде, а у героини очень большие гормональные изменения: мы показываем первые пять дней после родов, когда у женщины очень сильно меняется физическое состояние организма. Это очень сильно работало в связке друг с другом — мне это было необходимо, чтобы подчеркнуть состояние героини… Ждать снег было мучительно, но необходимо».

Кроме того, Дворцевой снимает фильмы в хронологическом порядке: «Как история развивается, так я и снимаю, что много дороже. Обычно снимают по-другому: есть объект и все сцены, которые есть в сценарии на этом объекте снимают. Это экономически выгодно».

Сейчас режиссер, по его словам, находится «в шоке перманентном». Он не знает, что делать.

«У меня сейчас стоит вопрос физического выживания. Я думаю, как мне дотянуть до следующей картины… Если меня заставят выплачивать эти деньги, для меня это будет крах как для человека, потому что у меня сроду не бывало таких денег. Все в шоке, все мои иностранные партнеры, все говорят: «Да не может такого быть». Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо написал письмо в Минкульт: режиссер Дворцевой так снимает фильмы, мы его фильмы ценим, он у нас получал награды — и за «Тюльпан», и за «Айку», просим разобраться. Для меня этот штраф будет водоразделом. Мне нужно будет понять, нужно ли вообще то, что я делаю, кому-то, — рассказывает Дворцевой.

Но «Тюльпан», и «Айка» — это не только российское кино, это, в частности, и ко-продукция с казахстанскими кинематографистами. Более того, «Айка» не от России, а именно от Казахстана попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И казахстанские чиновники от культуры сразу же присвоили себе эту локальную, но важную победу, как и победу в Каннах исполнительницы главной роли в этой картине казашки Самал Еслямовой. Они подарили ей квартиру, устраивали им с Дворцевевым шикарные приемы, взахлеб фотографируясь с триумфаторами казахского кино…

И вот, Сергей Дворцевой, прославляющий казахстанский кинематограф по всему миру, попал в России в очень тяжелое финансовое положение. И где все эти казахстанские высокопоставленные чиновники, которые еще вчера пели ему дифирамбы, носили на руках, бессовестно греясь в лучах его славы? Почему не спешат к нему на помощь? Неужели заслуги Сергея Дворцевого перед Казахстаном не стоят семи с половиной миллионов рублей?