ДАБЛ-ВЛАСТЬ

Внутреннее напряжение между Акордой и Библиотекой нарастает



По наблюдению телеграм-канала Uzyn Qulaq, весь январь Нурсултан Назарбаев демонстрирует повышенную активность: принимает у себя и дает публичные поручения членам правительства, руководителям ведомств, акимам, а также другим государственным служащим, которые, согласно Конституции РК, подчиняются президенту. Видимо, «лидер нации» желает доказать всем скептикам внутри страны и за ее пределами, что он по-прежнему полновластный хозяин Казахстана. И тут же демонстрирует это, инициировав назначение Габидуллы Абдрахимова, человека, обвиненного президентом Токаевым в дискредитации власти – вице-министром культуры и спорта.

Напомню, харизматичный любимчик елбасы — Габидулла Абдрахимов не так давно, в 2019 году, был уволен президентом Токаевым с должности акима Шымкента как «исчерпавший кредит политического доверия»,

Однако, де-факто вернувшийся к управлению страной елбасы, таким образом предупредил, что не намерен впредь позволять увольнять министров и акимов без его одобрения. А именно так в 2019 году Абдрахимов был уволен с поста акима Шымкента. По информации Uzyn Qulaq, выясняется, что тогда же на эту тему имел место жесткий разговор «лидера нации» с действующим президентом. Елбасы не счел тогда, что вызывающее поведение государственного служащего может быть основанием для его увольнения, напротив, считая, продемонстрированное Абдрахимовым поведение — смелым, честным и даже хороший стимулом для молодежи, которая должна стараться сама повторить такие примеры жизненного успеха.

В качестве акима Шымкента Абдрахимов запомнился лишь тем, что обращал на себя внимание исключительно популистскими действиями, вроде поездок на работу на велосипеде в сопровождении дорожного патруля и пышными презентациями, на которых выступал с неоднозначными инициативами и заявлениями: призывал мужчин «быть хозяевами своих жен», говорил, что «девушки самих хотят, что бы их своровали» и записал видео о любви к Казахстану и Нурсултану Назарбаеву на фоне фешенебельного отеля «The Ritz» в центре Лондона.

Нынешний карьерный рост Абдрахимова расценен казнетом и рядом обитателей правительственного квартала столицы не иначе как доказательство деградации правящего режима.

«И кто же после этого дискредитирует власть — президентскую власть, на минуточку! — больше: хайповщик Абдрахимов или тот, с чьей невидимой миру подачи вчерашний «зын-аким» получил столь дивную возможность перезапустить карьеру.

Выясняется, что слова об исчерпанном кредите доверия, сказанные не кем-нибудь, а главой администрации президента — а, стало быть, от имени президента — могут быть дезавуированы постановлением… правительства!», — задается вопросами журналист Виктор Верк в статье «Габидулла, который живет под «крышей» (Zonakz.net, от 26.01. 2021 г.). — Ведь отныне никто уже не примет на веру рассуждения о «меритократии», никто не поверит рассказам о самоотверженном служении власти народу — с каких бы высоких трибун они не звучали и как бы не были похожи на правду. Вот так — одним росчерком пера под постановлением правительства вся властная вертикаль «профукала» кредит общественного доверия, который, казалось, вот-вот будет благополучно продлен…

Причем, что-то подсказывает: кресло вице-министра в периферийном культурно-спортивном ведомстве — далеко не последнее в послужном списке «духового парня» Габидуллы. Знаете почему? Потому, что у нашего героя есть одно неоценимое для уважающего себя карьериста качество — он умеет дружить с нужными людьми.

Но трудно не согласиться с политологом Андреем Чеботаревым, расценившим новое назначение Габидуллы Абдрахимова, как проявление «неполной самостоятельности» президента Токаева.»

Политическая и бизнес-элита Казахстана, в свою очередь, также считывает происходящее как нарастание внутреннего напряжения в дуумвирате казахстанской власти, а в правительственном квартале, по информации Uzyn Qulaq, говорят, что первый президент намеренно идет на конфликт с действующим президентом, тем самым испытывая его «на прочность». При этом, елбасы к решительным действиям в отношении Касыма-Жомарта Токаева подталкивают его ближайшие родственники, чьи политические амбиции не удовлетворены. В частности, один из раздражителей — зять елбасы Тимур Кулибаев, чья партия «Адал» (раньше «Birlik») не смогла преодолеть 7% барьер для попадания в Мажилис. Но несмотря на то, что Кулибаев не смог обзавестись «своей фракцией» в Мажилисе, он был включен в Высший экономический совет при президенте, как глава Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен».

Так, например, Uzyn Qulaq стало известно, что недовольство елбасы вызвала инициатива Токаева снизить порог прохождения в Мажилис для политических партий с 7% голосов избирателей до 5%. «Вряд ли президенту Токаеву комфортно работать с этим правительством, которому он предлагал «добровольно уйти» несколько раз и однажды даже ставил срок» «уйти принудительно». Добровольно никто не ушел, принудительно тоже не получилось. Но то что правительство на протяжении всего токаевского срока систематически игнорирует и саботирует многие его поручения — очевидный факт» — констатирует журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева на своей странице в Фейсбуке. Поэтому, по ее мнению, обещания Токаева провести экономическую революцию так и не осуществились и вряд ли осуществятся, так как по воле елбасы после парламентских выборов неподчиняющееся президенту правительство осталось почти в том же составе и с тем же премьером.

Например, ранее Токаев дал поручение поручение по оптимизации квазигосударственного сектора, напоминает Ергалиева: «Но кто же даст разрушить эту цитадель казахстанской коррупции — золотое гнездо для дочек, сынков и прочей молодой родни стареющих агашек с левого берега Ишима и позволит распустить многотысячный офисный планктон с четырех- и пятизначными зарплатами и бонусами в долларовом эквиваленте?» — задает она риторический вопрос.

И Токаев, чтобы как-то править страной, по мнению Гульжан Ергалиевой, решил строить свои, параллельные структуры, что называется в тылу врага, и объявил о создании Агентства по борьбе с экономическими преступлениями, то есть, структуры, аналогичной Агентству по противодействию коррупции и уже существующим подобным при КНБ, Минфине. Но все они управляются старой властью. Там свои неписанные законы, свои неприкасаемые, свои установленные правила.

«Всем более ли менее просвещенным людям известно, что наша экономика поделена между кланами. И импорт товаров, например, в алмаатинской области и их реализация на рынках всего южного региона (как и сами рынки) находится под контролем близких родственников Назарбаева и, как утверждают некие анонимные телеграм-каналы, других членов неприкасаемого семейства. Мы еще 10 лет назад писали в нашем журнале («Адам Бол» — ред.) о теневом обороте одного такого рынка — 5 млрд долларов в год чистоганом! — напоминает Гульжан Ергалиева. — То есть товары проходят через таможню почти беспошлинно и продаются на рынках не в белую, а по-черному налу. Вот и считайте сколько бабла проходит мимо государственного бюджета. Ежедневно, ежемесячно, ежегодно, десятилетиями... И кто-то должен положить этому конец. Если не старые существующие для этого контрольные органы, то может это сделают новые под юрисдикцией президента?»

Так что быть в Казахстане дабл власти: назарбаевской и токаевской. Двойные министерства, агентства, акиматовские департаменты и далее по списку. Отсюда двойные бюджеты, двойные установки, двойные результаты...

Где вы еще видели такой оригинальный транзит власти, который обходится народу дабл (двойным) потом и кровью?