Пасынок «Богатыря»

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН «КАРМАННЫЙ» ПРОФСОЮЗ


Не секрет, что в Казахстане сложилось устойчивое и, по большому счету, обоснованное, мнение о профсоюзах, как о некоей «карманной» организации, полностью подконтрольной и зависимой от работодателя.



ПОДДАКИВАЮЩИЕ


Работодателю выгодно иметь такой «карманный» профсоюз по многим причинам: во-первых, это более привлекательно для инвесторов и партнеров, так как предприятие, куда они вложили свои деньги, защищено от претензий сотрудников, когда им уменьшают размер премий, вычитают дни из трудового отпуска, убирают доплаты за профессиональное мастерство, сокращают численность персонала, игнорируют тарифные ставки. Такие «карманные» профсоюзные организации молчат или «поддакивают» работодателю. Во-вторых, всегда гарантировано подписание «нужного» Коллективного договора. В-третьих, «карманные» профсоюзы – надежный и испытанный инструмент, обеспечивающий «нужный» результат в электоральные периоды выборов в органы власти.

Поэтому работодателю выгодно, чтобы численность «карманного» профсоюза была тождественна численности работающих на предприятии. Чтобы не было никаких вольностей.

А иначе неизбежна ситуация подобно той, которая возникла в угольном бассейне Экибастуза. Со слов лидера ОО «Локальный профсоюз «Батыр Комир» (далее – Локальный профсоюз) Кайроллы Туратаева, на них идет беспрецедентное давление администрации ТОО «Богатырь Комир», чтобы ликвидировать неугодную общественную организацию.

Результат этого давления: 27 января 2021 года 500 работников ТОО«Богатырь Комир», одномоментно подали заявления о выходе из состава Локального профсоюза и возвращении в лоно Первичной профорганизации. Шахтеры подавлены и деморализованы прессингом своего работодателя –половина акций которого принадлежит российской Объединенной Компании «РУСАЛ».

Справка редакции: по соглашению акционеров, с 2008 года «Богатырь Аксес Комир» перешло в управление совместного предприятия казахстанского АО «Самрук-Энерго» и российской Объединенной Компании «РУСАЛ». В марте 2009 года ТОО «Богатырь Аксес Комир» переименовано в ТОО «Богатырь Комир».

Численность членов трех профсоюзов ТОО на конец 2019 года: в Локальном – 6370; Локальном Экибастузском углепрофсоюзе – 32, в первичной профорганизации – 143 работника.

В связи со сложившимся взрывоопасном положением, руководство Локального профсоюза обратилось к главе государства Касым-Жомарту Токаеву, в котором говорится, что «по корпоративной электронной почте руководством ТОО «Богатырь Комир», разосланы бланки заявлений для принудительного выхода из Локального профсоюза «Батыр Комир» и вхождению, в так называемую Первичную профсоюзную организацию «Богатырь Комир», которая полностью подконтрольна администрации вышеуказанного ТОО. Перед ней поставлена конкретная задача: начальники участков, структурных подразделений в ускоренном порядке обязаны сделать все, чтобы дискредитировать, морально и психологически раздробить ряды членов Локального профсоюза с тем, чтобы «переманить» их в Первичную профорганизацию. Эта и другие меры, предпринимаемые руководством ТОО, … нарушают п. 3 ст. 7 Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах», согласно которой «Запрещается воздействие на лиц угрозой или другими неправомерными действиями заставить их воздержаться от вступления в профсоюз, выйти из одного профсоюза и вступить в другой либо самостоятельно распустить профсоюз. Несмотря на многочисленные обращения Локального профсоюза «Батыр Комир» в соответствующие государственные органы, а также к руководству ТОО «Богатырь Комир», они остаются без внимания», - говорится в обращении к президенту. Руководство профсоюза просит главу государства услышать их и взять ситуацию под личный контроль.

Кайролла Туратаев в свое время возглавлял первичную профорганизацию ТОО «Богатырь Комир», которая была филиалом Отраслевого профсоюза угольщиков и исправно отчисляла немалые суммы на содержание его аппарата. Однако должной отдачи по защите трудовых прав работников предприятия от этой структуры не ощущала. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, возможно, стал тот факт, что при подписании Коллективного договора профсоюза с работодателем, руководитель Отраслевого профсоюза проигнорировал требования рабочих. В трудовых коллективах ТОО начали роптать: зачем мы должны содержать Отраслевой профсоюз, который располагается в Астане и одна треть наших профсоюзных взносов уходит туда на содержание бесполезного для нас аппарата?

Тогда и родилась идея о создании Локального профсоюза и выходе из Отраслевого.

В 2018 году Локальный профсоюз был создан. Прошел официальную регистрацию в органах юстиции Павлодарской области. Инициативная группа нового объединения свою программу выносила на обсуждение трудовых коллективов подразделений ТОО «Батыр Комир»: 98% работников отдали предпочтение Локальному профсоюзу.


УКАЗ РАЗДОРА


В октябре 2018 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев издал указ о минимальном размере заработной платы – 42 500 тенге. В ТОО «Богатырь Комир» до этого указа она составляла 28 тыс. тенге.

Локальный профсоюз принялся просчитывать тарифные ставки работников «Богатыря» с учетом прописанных в Колдоговоре повышающих отраслевых коэффициентов для работников, занятых на вредных и опасных производствах. Получилось, что тарифная ставка в зависимости от разряда, сложности работы должна составлять свыше 30 тыс. тенге. И это без учета доплат, оговоренных в Колдоговоре, по работе в праздничные и выходные дни.

К слову, в АО «АрселорМитталТемиртау» и на предприятиях «Евразийской группы», сразу же сделали соответствующие расчеты по приведению прописанных в своих Колдоговорах действовавших ставок и окладов в соответствие с указом главы государства. На «Богатыре» этого не произошло.

Назначенный в январе 2020 года на должность генерального директора ТОО «Богатырь Комир» Николай Корсаков (ранее первый заместитель гендиректора по финансам «Богатырь Комир», до этого - гендиректор ООО «Русал Энерго») сразу же отказался от предложения Локального профсоюза пересмотреть действующие тарифы в свете указа президента Назарбаева.

Вместо переговоров с Локальным профсоюзом он предпочел рычаги административного давления. На свое письменное обращение в его адрес Локальный профсоюз получил ответ: это неприемлемо. Руководство ТОО отказалось пересматривать тарифы в связи с повышением минимальной зарплаты до 42 500 тенге, и они остались прежними. Если произвести перерасчет согласно указу президента, говорит Кайролла Туратаев, то, к примеру, машинисты самой сложной техники - роторных экскаваторов, с 7-м разрядом работ, должны иметь месячную тарифную ставку 210 тыс. тенге, вместо нынешних 170 тыс.

Редакция располагает копиями переписки Локального профсоюза «Батыр Комир» с генеральной прокуратурой, надзорными органами Павлодарской области и г. Экибастуза, министерством труда, его территориальными подразделениями. Сплошные отписки. Вышестоящий органы отфутболивают обращения Локального профсоюза «Батыр Комир» в нижестоящие, а те расписываются в собственном бессилии: в нормативных документах толком ничего не прописано.

Единственным «лучом света» в этом законодательно-правовом тоннеле, стал ответ первого вице-министра труда и соцзащиты РК А. Сарбасова, в декабре 2020 года, признавшего правоту Локального профсоюза по перерасчету тарифных ставок. «Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда не должна быть ниже размера месячной заработной платы, соответственно, тарифные ставки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 разрядов должны быть выше этой суммы с учетом применения межразрядных коэффициентов. … Согласно статье 105 Кодекса оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, путем установления повышенных должностных окладов (ставок) или доплат, размер которых определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности, определяемых отраслевым соглашением. Т.е. отраслевые коэффициенты, определенные по степени вредности, применяются к утвержденным тарифным ставкам», - говорится в ответе первого вице-министра.

Но администрация ТОО «Богатырь Комира» сопротивляется беспрекословному исполнению указа главы государства и трудового законодательства Республики Казахстана. Причина на наш взгляд в том, что уступи ТОО законным требованиям Локального профсоюза работников, занятых на основных производствах разреза «Богатырь» и возникнет цепная реакция: пересмотра тарифных ставок и межразрядных коэффициентов потребуют и на других предприятиях на других предприятиях ТОО «Богатырь Комира». А цена вопроса- повышение фонда заработной платы на несколько миллиардов тенге, которые сегодня, надо полагать, уходят в карманы акционеров.


«ЕДИНЫЙ» ТОРМОЗ


Попытки сесть за стол переговоров с работодателем по внесению изменений и дополнений в Колдоговор пока безуспешны. На все у работодателя один ответ: создавайте Единый представительный орган. Однако, как следует из документов, которыми располагает редакция, администрация ТОО «Богатырь Комира» одной рукой отпускает вожжи, а другой затягивает их на горле Локального профсоюза.

Как было сказано выше, в ТОО «Богатырь Комир» действуют три профсоюзные организации. Для создания Единого представительного органа о праве трудового коллектива вносить изменения и дополнения в Колдоговор, как того требует ст. 156 Трудового кодекса РК, необходимо, чтобы «головы» этих трех профсоюзов уместились в одном «котле». В «Богатырь Комире» они не умещаются. Отчасти не без вмешательства работодателя.

Так, с октября 2018 года по инициативе Локального профсоюза «Батыр Комир» состоялось три заседания представителей профорганизаций по созданию Единого представительного органа для выработки общей концепции действий и взаимоотношений с администрацией ТОО и представительства в Согласительной комиссии. Никаких результатов. По той простой причине, что представитель Первичной профсоюзной организации и председатель Экибастузского терсовета угольщиков Н. Попов отказался вести какие-либо переговоры по созданию Единого представительного органа, о чем был составлен акт. На заседании от 23 апреля 2019 года он пояснил, что получил указание от председателя ОО «Отраслевой профсоюз работников угольной промышленности» М. Никифорова не вступать в переговоры по созданию Единого представительного органа, без Единого представительного органа о пересмотре тарифных ставок и межразрядных коэффициентов согласно указу президента Казахстана не может быть речи.

Таким образом, не добившись ничего, председатели двух Локальных профсоюзов К. Туратаев и С. Чапала пошли другим путем. Они обратились в специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской

области – признать действия Попова незаконными и обязать его выполнить требования законодательства о создании Единого представительного органа.

Суд, выслушав стороны и посовещавшись, решил: разбирайтесь, мол, сами. Примерно так же поступили и органы прокуратуры Экибастуза и Павлодарской области. Круг замкнулся. Искусственно созданную блокаду по противодействию исполнению трудового законодательства РК Локальным профсоюзам прорвать не удалось. Связываться с могущественными акционерами ТОО «Богатырь Комир» видимо никто не желает. Даже если это идет во вред многотысячному трудовому коллективу предприятия и ущемляет его права. Теперь одна надежда- на вмешательство Касым-Жомарта Токаева.

Между тем работодатель не дремлет. Для него Колдоговор 2017 года – «священная корова», выше Конституции. И, чтобы никто не смел на него покушаться, во всех подразделениях ТОО «Богатырь Комир» идет массированное давление на простых рабочих, чтобы «отпочковать» их от Локального профсоюза. По некоторым данным, на еженедельных планерках начальники участков, в первую очередь, отчитываются перед гендиректором не столько о выполнении плана, а о том, какое количество работников они перетянули из Локального профсоюза в Первичный. В ход идут все методы административного давления, вплоть до угроз быть уволенными или лишенными премий по случаю юбилейных дат.

По словам Кайроллы Туратаева, люди возмущаются, что их заставляют писать заявления о выходе из Локального профсоюза, но вынуждены это делать, так как перспектива оказаться за воротами «Богатыря» их не прельщает. Последнее ноу-хау от администрации работодателя: заявления о выходе из Локального профсоюза рабочие подают на бланках с одним и тем же текстом, набранным на одном компьютере, и датированные одним числом.

Обращение в Генеральную прокуратуру, о нарушении работодателем ст. 4 и 7 Закона РК о профессиональных союзах – противодействие деятельности профсоюзов, а равно незаконное вмешательство в его дела не допускаются; запрещается воздействие на лиц угрозой или другими неправомерными действиями заставить их воздержаться от вступления в профсоюз, выйти из одного профсоюза и вступить в другой – глас вопиющего в пустыне. У генерального директора ТОО Николая Корсакова на все доводы профсоюза о неправомерности действий его администрации ответ один – факты не подтвердились. Но, не могут же 500 человек одновременно, не сговариваясь дружно бежать в Локальный профсоюз с заявлениями о выходе из его состава.

На сегодняшний день, из почти 6400 членов Локального профсоюза «Батыр Комир» «в наличии» осталось менее половины. Людей заставили пополнить ряды малочисленной до того, но «карманно-послушной» Первичной профорганизации. Есть вероятность, что уже в ближайшие дни неугодный Локальный профсоюз «Батыр Комир» прекратит свое существование.

А только в прошлом году, благодаря участию представителей Локального профсоюза «Батыр Комир» в работе Согласительной комиссии в ТОО «Батыр Комир» 6 приказов о наказании работников из рассмотренных 24 были отменены как незаконные, по 17 не пришли к единому мнению, в одном случае приказ был оставлен в силе.

- Мы раньше участвовали в комиссии по приему на работу. Сейчас остались только в комиссии по приемке спецодежды, иногда участвуем в аттестационных комиссиях. Нас отовсюду вывели, мотивируя тем, что не создан Единый представительный орган. Так в чем дело? Почему бы работодателю не сесть с нами за стол переговоров и решить проблему мирным путем, а не заниматься перетягиванием каната? – говорит Кайролла Туратаев. - Люди говорят, может, пора выйти на митинги? Нам надоело, что нас за людей не считают, в силовом порядке заставляют переходить в другой профсоюз. Но мы дистанцируемся от этой идеи, так как митинги приведут к нестабильности работы. А мы хотим стабильности, чтоб процветало предприятие, процветала страна. Это позиция нашего профсоюза.