Друг степей ремикс
- Подробности
- 2243
- 15.03.2021
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, «Новая»
Музыкант из Казахстана получил «Грэмми». Таланты из сопредельных стран становятся знаменитыми, когда российский рынок перестает быть для них единственным
Это очень красивая история безотносительно ваших музыкальных предпочтений. 20-летний музыкант-самоучка Иманбек Зейкенов из маленького города Аксу в Павлодарской области на севере Казахстана нашел и переделал в 2019 году трек американского рэпера Saint Jhn под названием Roses под более танцевальный формат.
Зейкенов пытался связаться с Saint Jhn, но тот вообще не выходил на связь, поэтому парень сделал ремикс, в первую очередь, для себя. А он возьми — да и выстрели. Трек стал многократно платиновым и бриллиантовым, пробыл 20 недель подряд в крупных мировых хит-парадах, стал одним из самых главных танцевальных хитов 2019-2020 годов. А сам Иманбек в 2021 году стал первым казахстанским музыкантом, который получил главную музыкальную награду во всем мире — премию «Грэмми».
Saint Jhn в итоге выложил ремикс Roses у себя на YouTube, тот набрал уже под 150 миллионов просмотров, да и в целом трек Иманбека знают куда лучше, чем оригинальную композицию.
Представитель Казахстана попал в номинацию на «Грэмми» впервые, но сомнений в победе Иманбека изначально было немного. Сам диджей, помимо написания музыки уже в составе российского лейбла Effective Records (самые известные его артисты — Олег LP и Элджей), раньше работал железнодорожником — отсюда и особая ритмика трека, похожая на стук колес поезда. Но дело не только в качестве музыкального материала. Сами казахстанские музыканты, продолжая работать на российском рынке, постепенно переросли его уровень и теперь стали самодостаточны на мировой сцене.
Долгое время для условного композитора или певца откуда-нибудь из Алма-Аты или Караганды переход под крыло российского продюсера был пределом мечтаний, если музыкант, конечно, не хотел оставаться в вязком болоте свадеб и корпоративов.
„
Но именно этот внутренне неприятный для всей страны комплекс «младшего брата» в итоге и помог казахстанским талантам перерасти своих российских коллег: теперь Россия в числе догоняющих.
Это стало возможно благодаря нескольким принципиально важным элементам. Постоянно насаждаемая культурная пропаганда в России привела к противоположному эффекту. Талантливые музыканты, юмористы, режиссеры и прочие творческие люди посмотрели на предлагаемый им в качестве эталонного продукт — и поняли, что могут сделать все гораздо лучше. А поскольку стартовые условия у казахстанцев и россиян разные, такие люди, как Иманбек, сразу настраивались на то, что работать над созданием и продвижением продукта им придется больше и дольше. Такой подход позволил творческим людям из Казахстана достаточно быстро выбить из россиян пренебрежительное отношение к себе. Кто теперь скажет, что музыканты Скриптонит и Jah Khalib— «не наши»? Наоборот, все будут с удовольствием брататься с ними и мурчать под нос «Лейла, Лейла».
Кто рискнет заявить, что комик Нурлан Сабуров работает исключительно для казахстанского рынка? Да нет, его юмор не только понятен россиянам, но и выглядит куда острее как раз из-за того, что казах смотрит на российскую действительность немного свысока и со стороны.
В своих творческих слотах представители Казахстана в России быстро стали лучшими — а когда это происходит, варианта всего два: либо закрепиться на этих позициях и потихоньку стагнировать, либо пробовать идти дальше. Поколение 20-летних (и те, кто младше) ожидаемо выбрало второй путь, но, интуитивно понимая, что у российского творческого Олимпа есть потолок и он становится все ниже в том числе из-за ползучего возвращения неосоветского соцреализма, музыканты сразу стали ориентировать свое творчество на другие мировые рынки. И вот парень из Аксу Иманбек получает «Грэмми». Парень из Актобе Димаш Кудайберген, хоть и зачем-то ходит к Андрею Малахову в эфир, но известен в мировом масштабе из-за своих выступлений в Китае и США (и даже на инаугурации у Джо Байдена).
А на подходе еще, например, Данэлия Тулешова, которой еще даже нет 18 лет, а она уже разрывает шоу вроде «Голос» и America`s Got Talent.
И это только в музыке, а еще есть тот же юмор, кино (фильмы Адильхана Ержанова все ближе подбираются к канским наградам и уже транслируются в программе «Особый взгляд»), опера, спорт, бизнес. Важно, что, обогнав Россию и постепенно становясь одним из хедлайнеров вообще всего на территории бывшего СССР, Казахстан вовсе не задирает нос, а готов аккумулировать и соединять в себе старания других. В практическом смысле в той же музыке это означает, например, что теперь в Казахстан потянулись звезды для записи своих клипов. Несколько лет назад это сделали Noize MC и «Монеточка» (клип «Чайлдфри»), сейчас видео в Алма-Ате и окрестностях снимают «Би-2» («Пекло») и Тиль Линдеманн из Rammstein.
Вопрос лишь в том, подстегнет ли российских исполнителей, композиторов, актеров и так далее подобная конкуренция, либо они предпочтут оставаться в своем уютном мире, где все роли распланированы заранее и под потолком которого можно уютно сгорбиться. Первый вариант явно потребует большого усилия над собой, но пока своих талантов, выбившихся из привычного ритма и пытающихся попробовать в своем творчестве что-то новое, в стране больше ругают — вспомните недавнюю историю с Манижей. И в этом, кстати, у тех же казахов/казахстанцев перед россиянами еще одно конкурентное преимущество: любого соотечественника, который чего-то добился в мире, жители Казахстана готовы носить на руках. Как будто они понимают, что их мало — и надо держаться за каждого, а в России — своих не жалко.
*Автор — гражданин Казахстана, работающий в России с 2017 года.