ЧТО ДОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ…

О смене руководства Антикора в Казахстане

 

Возьмем проблему борьбы с коррупцией. Что ни выступление елбасы и президента, то очередной горячий призыв искоренить это зло. Каждый год выдвигаются квазикреативные инициативы. Создаются и реорганизовываются госструктуры, призванные победить взяточничество и мздоимство. А коррупционный воз и ныне там. Почему?

Ответ ясен: ворон ворону глаз не выклюет! Особенно, если эти вороны с портфелями назначаются одним человеком – президентом. И посему я не верю, что один отдельно взятый госорган способен объективно расследовать деятельность другого госоргана. По этой причине я с достаточной долей скепсиса отношусь к смене очередного главы Антикора: на днях Шпекбаев сменил Ахметжанов. И что с того?

Да, Шпекбаев придал некоторую открытость ведомству, и, в бытность его начальником, привлек к уголовной ответственности за коррупцию немало крупных чиновников. Браво! Но, согласитесь, никто даже в самых смелых своих фантазиях не может себе представить, что тот же Антикор вдруг начнет расследование по публикациям в западных СМИ о зарубежных счетах и недвижимости очень уж высокопоставленных чиновников Казахстана и членов их семей. «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку», потому что есть тонкая красная линия, через которую Антикору не дозволено переходить! На этом большая борьба с коррупцией заканчивается! А процессуальные действия по громким уголовным делам у нас либо разрешенные, либо заказанные с самого верха властной пирамиды, и напоминают борьбу «нанайских мальчиков», с точечными разборками между кланами и группами влияния.

Подчас мы сводим разговор лишь к внутреннему мздоимству и взяточничеству, и забываем о том, что коррупция идет в ногу со временем, используя современные коммуникации и технологии. Тут впору говорить о сращивании власти и крупного капитала с ярко выраженными криминальными элементами, в результате чего страдают малый и средний бизнес. Страдает и демократия, ибо желание монополизировать экономику неизменно приводит к монополии на политической арене. Не забываем также и о транснациональной коррупции, когда могут пострадать (и страдают) фундаментальные национальные интересы государства.

Что делать? Рецепт универсален и действует в демократических странах. Это, в первую очередь, независимый, от президента, законодательной и исполнительной власти – суд с выборностью судей, а не назначением их президентом: откуда он может знать деловые и моральные качества судьи в том же моем родном Аральском районе?

Кроме того, многопартийный (с оппозиционными фракциями) парламент должен четко и системно контролировать деятельность исполнительной власти в центре и на местах. Поэтому не мешало бы возродить Контрольную палату парламента. Был у нас такой опыт в начале обретения Независимости, когда депутаты смели говорить о злоупотреблениях в высших эшелонах власти и даже в семье первого президента. Нужен институт парламентских комиссий и слушаний по самым резонансным коррупционным делам и персонам.

Должна быть подлинная меритократия на госслужбе. Сейчас же все знают, сколько стоит та или иная должность во власти и около нее. И только елбасы с президентом делают вид, что должности не продаются и не покупаются. Но факты — вещь упрямая. Посмотрите, чьи хоромы самые крутые в конкретной местности: акима, прокурора, судей, таможенников.

И конечно, борьба с коррупцией будет опять холостым выхлопом без легитимной оппозиции и подлинной свободы слова, когда для СМИ, защищенных Законом, нет запретных тем и «священных коров» вне критики.