«Скот от голода еле живой»

В Казахстане из‑за беспрецедентной засухи массово гибнут лошади и коровы

С конца мая в Казахстане бушуют засуха и жара — по официальным данным, в одной лишь Мангистауской области погибло более тысячи голов рогатого скота. Местные жители говорят, что такого бедствия в истории современного Казахстана еще не было. Чиновники, впрочем, не спешат на помощь фермерам, которые уверены, что реальные последствия засухи в разы больше. Спасать ослабший от голода скот помогают казахстанцы со всей страны: они косят траву в своих регионах и отправляют тюки сена в Мангистау.



Лошади едят землю и картон


С конца весны в казахстанском сегменте соцсетей начали появляться фотографии исхудавших лошадей с торчащими костями. 31 мая в инстаграме волонтерского движения «Клуб добряков Актау» было опубликовано видео, на котором люди отпаивали и приводили в чувство обессиленную лошадь, лежащую на земле. Волонтеры во время поездки с детьми в урочище Саура наткнулись на стадо лошадей, одной из которых было очень плохо; они напоили животное водой и помогли подняться. В посте говорится, что в местности были обнаружены останки еще трех лошадей.

Тогда же, в конце мая, серию фотографий бродящего по пустыне тощего стада опубликовал в фейсбуке житель Актау Бердимурат Торекенов. По его словам, в Мангистауской области высохли все пастбища, и люди вынуждены уводить свой скот за десятки километров. Путь по иссохшей соленой почве выдержать могут не все, по пути на пастбища и обратно погибает несколько голов скота.

В Минсельхозе состояние животных объяснили нехваткой корма, которая возникла из-за малоснежной зимы, и отсутствием травы из-за жары. Представитель ведомства признал, что с начала выпасного периода в регионе пало около 400 голов крупного рогатого скота.

«Мы лошадей поим в 30 километрах от села. Домашний скот на улице падает от голода, сваливается с ног, умирает очень много лошадей. Состояние животных очень плохое. Если так и будет продолжаться, в Мангистауской области может не остаться скота. Нам срочно нужна большая помощь. Нет смысла получать помощь через месяц или два-три», — возмущался Балгабай Иданов, житель села Кызан Мангистауской области. Фермеры рассказывали, что лошади едят землю.

В начале июня власти снова пообещали помочь животноводам: из местного бюджета выделили 200 млн тенге (467 тысяч долларов) на перевозку сена из Актюбинской области и 10 вагонов кормов по «доступной цене». По словам акима области Серикбая Трумова, власти уже субсидируют 50% от суммы, потраченной на забивание колодцев, но в условиях засухи эта сумма может вырасти до 80%.

Глава региона отметил, что скудные осадки, а как следствие и отсутствие травы — тенденция в области в последние два-три года. Всего, по данным Трумова, весной из-за засухи в Мангистау погибли 1 103 головы скота, 512 из них — лошади.

Жители засушливых районов рассказывают, что кормят скот размоченным в воде картоном. Картонные коробки, которые выбрасывают магазины, тут же растаскивают люди. «Скот от голода еле живой», — сокрушается активист из Шетпинского сельского округа в Мангистауской области Жанибек Кожык. — 80-летние аксакалы в селе говорят, что они никогда в жизни не видели ничего подобного. В горах тоже ничего не растет. Только камни остались. Деревья без листвы, их и обгрызают».

Многие намерены продать скот по дешевке из опасений, что не смогут прокормить животных осенью и зимой.

13 июля блогер из Актау Азамат Сарсенбаев выложил в фейсбук фотографии жительницы села Акшымырау Мангистауской области, заготавливающей подкормку из картона. «Давняя как мир технология», — отметил он. В комментариях его поддержали, добавив, что жвачным животным необходимо постоянно что-то жевать, особенно в засушливые как этот периоды.


Сырдарья и Таджикистан


По данным Минсельхоза на 9 июля, в Мангистауской области погибло 1 147 голов скота — «всего 0,13% от числа животных в Мангистауской области». В Кызылординской области погибло 492 головы — 0,03%. 2 260 лошадей, более 3 000 овец и 200 верблюдов были доставлены в Актюбинскую, Атыраускую и Северо-Казахстанскую области из засушливых районов.

Официальной статистике о смертности скота верят далеко не все. Активист Кожык вспомнил казахское поверье, согласно которому посторонним нельзя рассказывать о точном количестве скота. Председатель Национальной ассоциации животноводства Алмасбек Садырбаев говорит, что правительство берет в расчет цифры по зарегистрированным животным, но далеко не все фермеры регистрируют весь скот. Садырбаев считает, что власти Казахстана должны признать джут и объявить режим ЧС по всей стране.

Тем временем премьер-министр Аскар Мамин анонсировал строительство 39 новых водохранилищ и создание сотен тысяч гектаров орошаемых земель до 2030 года. Пока же Казахстан во многом зависит от трансграничных рек, например, от Сырдарьи.

Сырдарья — крупнейшая река в Центральной Азии. Она протекает через Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и впадает в Малое Аральское море в Казахстане.

Из-за засухи фермеры Кызылординской области сократили рисовые посевы на пять тысяч гектаров. Главным источником их орошения всегда была Сырдарья, но этим летом все страны отмечают дефицит воды.

Тем не менее, Казахстан обсуждает с Таджикистаном сделку о поставке 300-400 сотен кубометров воды из Сырдарьи взамен на горюче-смазочные материалы.



Увольнение министра


10 июля на расширенном заседании правительства президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отчитал министерство сельского хозяйства и чиновников на местах за то, что они «не приняли правильных решений и не предприняли необходимые меры» в связи с засухой и жарой в Мангистауской и Кызылординской областях.

Токаев отметил, что фермеры вынуждены напрямую связываться с ним. По его мнению, в такой ситуации отставка главы Минсельхоза Сапархана Омарова будет «правильной». Почти сразу же на сайте Акорды был опубликован указ об освобождении Омарова от должности.

За неделю до увольнения Омарова, 3 июля, министерство отчиталось о «стабилизации ситуации» в этих двух регионах. Если верить ведомству, падеж скота прекратился еще тогда, а в пострадавшие области со всей страны начали вагонами везти сено и отруби, правительство выделило 1,9 млрд тенге (179,2 тысячи долларов) на закуп кормов. Лошадей, овец и верблюдов перевезли на пастбища в другие области. Однако спустя десять дней в Аральском районе Кызылординской области из-за засухи объявили режим ЧП.

В середине июня казахстанские синоптики спрогнозировали аномальную жару и засуху до конца месяца в пяти областях: Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Костанайской.

29 июня на западе Казахстана было зафиксировано 45,5 градусов жары. По данным «Казгидромета», это был самый жаркий день в стране за последние 30 лет.

В начале июля засуха в Карагандинской области привела к степным пожарам. Огонь бушевал около недели. Погиб 23-летний юноша, сгорели несколько сотен голов скота и более 36 тысяч гектаров пастбищ.


Волонтеры и КТЖ


Пострадавшие от засухи регионы получают помощь не только от правительства. Казахстанцы начали добровольно собирать сено и отправлять его на поездах голодающим лошадям и коровам.

Одним из первых к этому призвал 25-летний житель Шымкента Курмет Талапказы. «Он на протяжении уже двух недель косит траву и отправляет ее в Мангистаускую область. Добротой заразились и другие казахстанцы — они помогают ему в благородном деле. Не ради хайпа, а по зову сердца», — говорится в репортаже «Первого канала» о «народном сенокосе».

Талапказы попросил молодых людей со всей страны косить траву, заготавливать корм для животных и отправлять туда, где его не хватает. На его просьбу откликнулись многие: кто-то предоставляет свои поля для покоса, кто-то технику, другие помогают Курмету косить траву, кто-то помогает деньгами. Для покоса он выбрал пастбища в Сарыагашском районе Туркестанской области. По оценкам Талапкызы, волонтеры смогут собрать и отправить в Мангистау 300-400 тысяч тюков прессованного сена.

15 июля добровольцы обратились к национальной компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). Молодые люди не могли самостоятельно отправить десять вагонов сена и попросили помощи в КТЖ. Перевозку пяти вагонов корма волонтеры оплатили сами, но оставались еще около десяти вагонов. Нацкомпания согласилась помочь и отправить в Мангистау бесплатно еще 30 вагонов помимо согласованных десяти.