Back in the U.S.S.R?

Превентивные репрессии — новое-старое оружие режима



В начале недели оглашен приговор 13 гражданским активистам. Их признали виновными в «участии в деятельности запрещенной организации» и «организации деятельности подобного объединения». Четыре человека приговорены к реальным срокам, остальные девять — к ограничению свободы на сроки от года до 2-х.

Суд прошел фактически в закрытом режиме. Потому информации мало. Но, зная нравы и повадки уникального казахстанского политического тандема (заказчика приговоров — власти и послушного исполнителя этой воли – судов) выскажу некоторые соображения по поводу этого процесса и его итогов.

В стране идет тихая (не афишируемая), изощренная борьба с инакомыслием, совсем, как во времена СССР. Причем под каток режима попадают, рядовые граждане, посмевшие выступить против действующей власти и, благодаря соцсетям, способные стать инициаторами акций протеста.

Мне кажется, что в этом соль и суть всего происходящего: власть как бы показывает, что достанет каждого, кто посмеет публично выступить против нее. Точной статистики нет, но по данным некоторых СМИ и правозащитников, за последние годы по статье 405 УК («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») было осуждено около 300 человек.

По-моему, надо отделить зерна от плевел. Да, власть не любит Аблязова за его громкие разоблачения (он же был во власти и знает нравы акординского двора). Но причем здесь казахстанцы, которые, как он, не эмигрировали, а живут в Казахстане и смеют критиковать власть?! Право открыто выражать свое мнение, проводить мирные митинги и создавать оппозиционные организаций гарантировано Конституцией. По сути, эти граждане пострадали исключительно из-за того, что каким-то образом оказались причастны к имени банкира-эмигранта.

Он же периодически призывает к несанкционированным митингам, заведомо зная, что их участники будут наказаны. Не провокация ли все это? Легко сидеть в Европе, попивая кофе, созывать митинги в другой части света. Фактически использовать граждан в качестве пушечного мяса в своих меркантильных политических интересах. Кстати, оказывает ли он помощь тем, кто пострадал из-за его призывов? Раньше мы, объединенная оппозиция, организовывая митинги, заранее готовили юристов для защиты граждан в судах, вплоть до материальной помощи в случае их посадки в каталажку и уплаты штрафа.

Осужденные активисты возмущены тем, что суд и прокуратура за все время не предоставили ни улик, ни конкретных доказательств их вины. Если эти факты есть, то почему прокуратура не обнародует их? Скорее всего, их нет или они высосаны из пальца и потому их стыдно обнародовать.

Мой совет властям: не любите Аблязова, разбирайтесь с ним, с его уводом миллиардов долларов из «БТА банка» и иными неправовыми действиями, с его личной политической вендеттой и маньякальным желанием напакостить елбасы и иже с ним. Не делайте из граждан заложников вашей ненависти к экс-банкиру. Не все, что оппозиционно — аблязово!

Власть наконец-то должна понять, что недовольные и несогласные будут при любом режиме. Это общеизвестный закон общественно-политического бытия. И «слышащее государство» должно стать терпимым к плюрализму мнений и действий.

Заслуживает столь сурового (с реальным тюремным сроком) наказания естественное желание быть свободными?

Как заявил суд, четверо осужденных, «являясь приверженцами идей движения «ДВК», предприняли меры по конспирации деятельности «ДВК». Остальные девять граждан участвовали в несанкционированных митингах, акциях пикетах, проводимых «Көше партиясы», а также присутствовали в чатах «Көше партиясы» различных мессенджеров.

Что касается чатов, то, наверняка, в стране сотни (если не тысячи) оппозиционно настроенных чатов и групп в социальных сетях и мессенджерах. Их тоже будут судить? Прокуроров не хватит. Как говорится, всех же не пересажаешь!

Такие показательные и суровые приговоры порождены элементарным страхом власти перед растущими протестными настроениями в обществе. Она предпринимает превентивные меры, чтобы запугать граждан, по принципу «чтобы другим неповадно было» и не понимает, что любое действие рождает противодействие. В этом смысле, как видим, второй президент не отличается от первого. Но у президента Токаева, пока приговор не вступил в законную силу, еще есть возможность доказать что он — реформатор, и остановить откат страны назад.