ОБДЕЛЕННЫЕ ЗАПАД И ВОСТОК
- Подробности
- 2661
- 02.02.2022
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Все ли регионы представлены в высших эшелонах власти?
После Январской трагедии президент засучив рукава, принялся за чистку доставшихся ему в наследство от елбасы одиозных кадров и расстановку своей команды (хотя, что тут скрывать, все они, включая самого президента, вышли из шинели Назарбаева). И нынешние отставки весьма влиятельных персон я воспринимаю или как результат возможных в прошлом их трений с Токаевым, или его недоверие к ним, возникшее во время попытки государственного переворота.
С одной стороны, поддерживая Токаева в стремлении очистить «Акординские конюшни», хотелось бы предостеречь его от повторения ошибок, из-за которых страна пришла в упадок.
Во-первых, Назарбаев неправомерно допустил членов своей семьи к государственным делам и окологосударственному бизнесу, которые разругались с, так называемыми, младотюркми (нарождающимся классом молодых капиталистов), и те пошли против их отца (вспомните трагическую судьбу того же ДВК). А близкое окружение елбасы своей безудержной лестью породило культ его личности, и под эту сурдинку монополизировало все лакомые куски казахстанской экономики, чтобы безраздельно пользоваться ее благами. Это привело к субъективизму и волюнтаризму в кадровой политике: лояльность к конкретному начальнику и принадлежность к южному региону стала пропуском в высшие эшелоны власти.
Во-вторых, визитной карточкой режима стали: авторитаризм, протекционизм, клановость и трайбализм. Из-за этого средневекового мракобесия — засилья членов одного рода (региона и жуза) у кормила власти, за бортом остались достойные выходцы из других регионов. Еще в начале своей президентской карьеры елбасы не стал опираться на нарождавшееся в то время гражданское общество, видя в них исключительно своих оппонентов, и привел во власть тех, кто работал с ним в советское время.
Мне кажется, что и нынешний президент повторяет некоторые ошибки своего предшественника. Заявив о строительстве Нового Казахстана, он почему-то на ключевые посты назначает кадры из той же засаленной и изрядно потрепанной назарбаевской колоды. Получается, старые кадры будут строить… Новый Казахстан?! Кроме того, началось массовое пришествие дипломатов в госорганы. Это что, недоверие президента людям других профессий?
Как тут не вспомнить Евангелие от Луки: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше».
«Ауруын жасырған арам өледі» («кто скрывает свою болезнь, умрет нехорошей смертью») гласит казахская мудрость.
В начале 2000-х одна моя статья была отдана на экспертизу по поводу, якобы, разжигания межродовой розни. В ней я писал: «В Западном Казахстане влачащие жалкое существование люди видят, как каждый день эшелоны с нефтью уходят за рубеж, принося баснословные доходы нефтебаронам и думают: «А зачем нам кормить зажиревшую Астану?..». Я был готов ответить за свои слова, но дело спустили на тормозах.
До сих пор считаю, в конституционных органах власти (президент, спикеры палат парламента и премьер), в силу географической специфики нашей страны (я имею ввиду ее огромную территорию), необходимо представительство всех регионов — Востока и Запада, Севера и Юга (намеренно не пишу о жузах и родах — это отдельный разговор). Пока же президент, спикер Сената и премьер-министр у нас южане, спикер Мажилиса представляет Центральный (то есть, и Северный тоже) Казахстан. А где же представители Востока и Запада? Хотя, именно эти регионы (особенно Запад) приносят в бюджет основные доходы от продажи нефти, газа и других природных ресурсов, формируя 44 процентов ВВП страны.
Такие явные перекосы в кадровой политике способствуют, в частности, росту протестных настроения в этих регионах, и не добавляют там авторитета президенту, как общенациональному лидеру. Конечно, пока еще может кивать на елбасы, дескать, это его издержки, но с января этого года Токаев несет персональную ответственность за сбалансированную кадровую политику государства, включая и обеспечение представительства всех регионов в высших органах власти.