Что думают союзники
- Подробности
- 2917
- 26.02.2022
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, спецкор «Новой»
Казахстан уже практически не скрывает, что не поддерживает Россию в конфликте с Украиной. Кыргызстан, по мнению Москвы, за нее
В субботу, 26 февраля, в центре Алма-Аты прошло два митинга, в которых так или иначе поднималась тема военных действий России в Украине. Точнее, митинг был один, просто он оказался продлен: сначала жители выступали за чистый воздух в южной столице Казахстана — и уже на этой акции говорили о происходящих событиях в Украине, — а затем часть митингующих отправилась к памятнику Тарасу Шевченко, где тема конфликта России и Украины стала основной. Демонстрантов было немного, человек 200, но показательно, что алматинская полиция, хотя и говорила о незаконности мероприятия, задерживать никого не стала.
Публичное выражение своей позиции по событиям последних дней на казахстанских площадях — событие единичное, но это совершенно не значит, что республика отмалчивается. В ночь с 25 на 26 февраля американский канал NBC со ссылкой на неназванные источники заявил, что Казахстан не только отказался признавать «ЛНР» и «ДНР», но и категорически отказался отправлять свои войска в зону военных действий между Россией и Украиной. Не совсем понятно, кто именно и в какой момент об этом мог попросить Казахстан (Владимир Путин связывался с Касым-Жомартом Токаевым сразу после признания «ДНР» и «ЛНР», а еще казахстанский президент принимал у себя российского премьера Мишустина), но американские официальные лица уже «приветствовали» это решение. Никаких комментариев в ответ от официальных лиц Казахстана не поступило.
«Новая» уже писала, что из-за событий в январе 2022 года, когда удержать страну после массовых протестов, которые переросли в беспорядки с сотнями жертв, казахстанской власти помогли войска ОДКБ (то есть в основном Россия), Токаев и его госаппарат сейчас находятся в неудобном положении. Логика казахстанской власти следующая:
не признавать республики чревато косыми взглядами со стороны России, но признавать их — куда дороже.
Казахстан сохраняет отличные взаимоотношения практически со всеми странами мира, и явный переход на одну из сторон конфликта привел бы к сильному ухудшению контактов с остальным миром — не говоря уж о том, что в таком случае санкции против России могли бы со временем распространить и на Казахстан. Кроме того, скоро в республике выборы (президентские по идее в 2024 году, но вовремя они не проходили ни разу в истории страны; парламентские, возможно, будут объявлены досрочно в связи с будущей программой реформ от Токаева) — и открытая поддержка действий России для любого из кандидатов будет губительна.
Поэтому власти ведут себя максимально сдержанно, но дают сигналы о своем истинном отношении. Отсутствие задержаний за проукраинские митинги — из этой серии, но еще это, к примеру, перенос благодарности: накануне президент Токаев провел переговоры с премьером Армении Николом Пашиняном — и публично поблагодарил именно его за помощь ОДКБ в трудное для страны время. Формально Армения сейчас председательствует в ОДКБ, но понятно, что решение об отправке контингента принимал совсем не Пашинян — так что такое выражение слов благодарности выглядит еще одной попыткой разделить казахстанские события и военные действия России в Украине. Мол, нам тогда помогла не Россия, а вся ОДКБ, и мы никому ничего не должны. Кроме того, это еще и «ответка» на реакцию в России от публичного заявления о непризнании «ДНР» и «ЛНР», которое сделал глава МИД Мухтар Тлеуберди. Он заявил, что такой вопрос на повестке дня не стоит,
после чего главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян тут же спросила у себя в соцсетях: «И чего мы их спасали?» —
а затем написала, что «именно неблагодарные люди легко, без мук и бессонных ночей, с полным сознанием своей правоты, становятся предателями». Очевидно, казахстанские власти ее услышали.
Да и в целом настроение в казахстанском истеблишменте достаточно однозначное. По информации «Новой», действия России встретили с крайним неодобрением подавляющее большинство чиновников, связанных с администрацией президента страны и правительством, а также представители многих казахстанских спецслужб. Официальных лиц очень напрягла риторика о бывших территориях Российской империи, которые сами по себе «огромные, часто вообще не имевшие к ним [к республикам] никакого отношения территории»: Казахстан быстро примерил эти слова на себя.
В публичной сфере тоже в основном сочувствуют Украине: общественный деятель Арман Шораев объявил, что готов предоставить для бесплатного проживания комфортабельные номера всем застрявшим в Казахстане гражданам украины (вне зависимости от их национальности), а другая группа общественников, активистов и политологов объявила о запуске кампании по сбору помощи для Украины — в первую очередь, гуманитарной. «Мы считаем, что независимость и суверенность Украины — это неоспоримое право, которое украинский народ вправе защищать. Мы уверены в этом, как и в том, что так же необходимо будет защищать суверенитет Казахстана от любого аналогичного посягательства», — говорится в их публичном заявлении.
На этом фоне любопытно прозвучала новость с сайта Кремля о том, что военные действия России в Украине полностью поддержал Кыргызстан и его президент Садыр Жапаров. Однако на сайте самого Жапарова об этом ничего не говорится, сообщается только об обмене мнениями по этому вопросу. Что, впрочем, не отрицает факта начала в Кыргызстане информационной кампании против тех, кто российские действия не поддерживает.