«Личный состав КНБ был дезориентирован указаниями, поступавшими сверху»

Заговорщики, пользуясь своей «неприкосновенностью», готовили своих боевиков




После трагических январских событий в обществе к правоохранительным органам и, в частности к Комитету национальной безопасности Казахстана, из-за предательства его руководителей, отношение негативное. Но приносить в жертву общественному мнению сотрудников этих органов тоже нельзя – они важная часть нашего общества. Они обеспечивают защиту и порядок, благодаря которым функционирует государство.
И они не должны жить под прессом шельмования с ощущением ненависти к себе.

Об этом идет речь в письме экс-председателя КНБ РК Нартая Дутбаева в адрес редакции «Новой газеты» - Казахстан».


«Меня, как бывшего сотрудника органов безопасности, не может оставить равнодушным ситуация, которая сегодня складывается вокруг Комитета национальной безопасности. В сложнейших геополитических реалиях и нашей непростой внутриполитической обстановке, когда обеспечение защиты национальных интересов нашего государства актуальны как никогда, в казахстанском обществе, к сожалению, происходит травля и шельмование органов КНБ.

Складывается впечатление, что в что в трагических январских событиях виновен весь личный состав Комитета, который не только не смог выявить угрозу таких событий и предупредить о ней, но и, по мнению некоторых, практически выступил организатором и исполнителем погромов в Казахстане. Конечно это не так. Я глубоко убежден, что в рядах органов безопасности страны много истинных патриотов нашей Родины, работников, умеющих и способных на высокопрофессиональном уровне обеспечивать безопасность государства.

В то же время, уверен и в том, что целью организаторов трагических январских была смена высшего руководства страны заговорщиками, основным звеном которых были первые руководители и доверенные им сотрудники КНБ. Хотелось бы надеяться, что следствие разберется в роли каждого из них, и все виновные понесут заслуженное наказание.

Почему же все-таки не сработала система обеспечения безопасности государства?

На мой взгляд причин этому несколько.

Главная - в затянувшемся транзите власти в Казахстане. Реальное двоевластие, наряду с надеждами большинства населения на изменения в стране, которые тормозились. Все чаще в СМИ появлялись сведения о роскошных особняках и яхтах, многомиллионных состояниях членов семьи первого президента и приближенных к ним лиц, заработанных в результате особо не скрываемых коррупционных схем, в то время как благосостояние большинства населения Казахстана снижалось, что и привело к радикализации общества.

К тому же, политическое поле страны было полностью очищено от системной оппозиции. Деятельность органов КНБ в этих условиях, думаю, умышленно была направлена на выполнение не свойственных им целей и задач - борьбу с некими организованными преступными группами, контрабандистами, финансовыми махинаторами в банках второго уровня и прочее. В такой обстановке заговорщики исподволь, пользуясь сложившейся годами «неприкосновенностью», готовили своих боевиков. И это были не только бригады на принадлежавших им рынках, но и многочисленные охранные фирмы, имеющие к тому же разрешения на ношение и использование оружия.

Назначение председателем КНБ Масимова и его первого заместителя Абиша изменило конфигурацию правоохранительной системы государства в целом. Масимов - серый кардинал, ранее расставивший свои кадры во многих властных структурах страны, Абиш - из числа неприкосновенных, к тому же, якобы, наследник престола. МВД, прокуратура, суды и иные органы, осуществлявшие правоприменительные функции, и даже командование Вооруженных сил, были в какой степени зависимыми от них. Не ошибусь, утверждая, что органы КНБ возобладали над всей правоохранительной и судебной системой страны.

В конце 90 годов служба в органах госбезопасности для отпрысков высокопоставленных чиновников стало некой модой, многие стремились попасть в КНБ, в то же время тогда остро ощущался кадровый голод из-за сильнейшего оттока профессионалов: в те годы тоже началось повсеместное шельмование сотрудников КГБ, кроме того открылись новые возможности в сфере бизнеса, куда для улучшения своих жизненных условий из органов ушли многие профессионалы, кто - то переехал в другие страны.

В последние годы в органах безопасности система подбора и расстановки кадров в органах была дискредитирована. В полной мере проявились такие негативные явления, как продвижения по службе или поощрения в зависимости от личной преданности и угодничества руководителю, профессионализм зачастую в расчет не брался. Конечно, это повлияло на качественный уровень среднего управленческого звена.

К тому же, что тут скрывать, не мало офицеров руководящего состава органов безопасности попали на свои должности по протекциям своих высокопоставленных родственников, не имели нужных навыков и были некомпетентны.

Когда по указанию заговорщиков во многих городах январские протесты переросли в беспорядки и бесчинства, инициируемые и направляемые подготовленными боевиками, во все подразделения КНБ поступила команда не вмешиваться в ситуацию, уничтожить документы и дела, и убыть по местам жительства до особого распоряжения. Не осознавая, что происходит на самом деле, оперативный состав КНБ выполнил приказ вышестоящего руководства.

Я ни в коей мере не пытаюсь оправдать органы КНБ, однако, на единоначалии построена вся служба. Надо понимать, что управление органами безопасности основано на жесткой вертикали командования. Все внутренние приказы и положения выстроены именно в таком ключе. Безусловно, исполнение преступных приказов не является основанием для освобождения от наказания. Но то, что личный состав КНБ был дезориентирован указаниями, поступавшими сверху - налицо.

Мне достоверно известно, по крайней мере на примере Алматинского департамента, что в большинстве своем оперативники в тот день оставались в районе расположения своего здания, не выполнив в полной мере поступившее распоряжение. Не все дела были уничтожены, потому что отдельные оперработники на свой страх и риск смогли их уберечь.

Сейчас морально-психологическая обстановка в коллективах органов безопасности очень тяжелая. Тень предательства первых руководителей Комитета падает на весь личный состав. Многие общественные институты осуждают в целом КНБ. Из работников правоохранительной системы, преследуемых по уголовным делам, возбужденных в связи с пытками в отношении участников беспорядков во время следствия, восемь человек - это сотрудники КНБ РК и почему-то только один - из МВД. Хотя, практически все доследственные мероприятия проводились именно сотрудниками МВД и прокуратуры. Кстати, роль прокуратуры во время беспорядков и бесчинств была совсем не видна.

Сегодня, в силу серьезнейших геополитических изменений в нашем ближайшем окружении, связанном с событиями в Украине, последовательных усилий руководства Казахстана изменить укоренившуюся систему власти внутри страны, угрозы национальной безопасности возросли многократно. Патриотичные, боеспособные и нацеленные на своевременное выявление и пресечение таких угроз органы контрразведки и разведки, как никогда важны в нынешних условиях. Поэтому считаю, что нашему обществу нужно поддержать личный состав Комитета национальной безопасности и новое руководство органов.»