Манекены идут на фронт

Как российские пропагандисты подделывают «украинские фейки»



Телеканал «Россия 24» выпустил сюжет о том, как «украинцы выдают манекены за жертв российской армии». Основой видео стали кадры со съемки сериала под ПетербургомЖурналист Татьяна Лиханова рассказывает, как работает пропаганда.

Утром 7 апреля на онлайн-платформе ВГТРК «Смотрим» вышел сюжет под названием «Преступления на Украине маскируют под «зверства» российской армии». Он был посвящен изобличению «фейков» о гибели мирных граждан в ходе спецоперации. В сюжете фигурирует видео, на котором люди в одежде цвета хаки укладывают на тротуаре потрепанный манекен.

«Ну а вот так идет подготовка к театру, в прямом смысле этого слова, военных действий на Украине, — комментировал эти кадры ведущий «России 24». — Как видно, вполне незамысловато. Двое людей в военной форме тщательно обматывают манекен скотчем и, очевидно, собираются выдать за труп […]. Десятки фейков с подобными манекенами регулярно появляются в украинских телеграм-каналах[…]. К слову, такие ролики влетают в копейку, точнее, в миллионы долларов западным кураторам Незалежной».



Альбертик бы страшно удивился, услышав такое. И мог бы потребовать свою долю кураторских миллионов. Если бы имел мозги, смотрел телевизор (едва ли возможное сочетание) и умел говорить. Но он всего лишь манекен. Хотя и получивший человеческое имя от питерских киношников, успевших с ним почти сродниться за долгие годы совместной работы на десятках разных картин.

20 марта у Альбертика был тяжелый день. Во Всеволожске (Ленинградская область), где снимали очередной «бандитский» сериал, ему пришлось лететь из окна многоэтажки и разбиваться насмерть, падая на припаркованный внизу автомобиль.

«Скотчем его пришлось обмотать, чтобы не развалился в воздухе, Альбертик у нас уже пожилой, — комментирует показанное «Россией» второй режиссер картины Надежда Колобаева. — К тому же приматывали бутафорскую кровь, свиные внутренности, чтобы потом сверху одежду надеть и все натурально было, когда шмякнется на землю. Люди в кадре вовсе не в военной форме, а просто в удобной камуфляжной одежде — половина киношников так ходит, тем более каскадеры. Один из тех, что в кадре — это мой друг, постановщик трюков Александр Уваров, с ним его ассистент. Когда вышел сюжет на «России», Сашиной дочери одноклассники прислали скриншот — там его лицо отчетливо видно, он хорошо узнаваем. Дочка стала ему звонить, переслала скриншот… Он в шоке был, конечно».

Надежда опубликовала пост в соцсети, раскрыв подноготную «фейка» федерального канала.

По ее предположению, записать видео с подготовкой манекена мог кто-то из прохожих или местных жителей, подтянувшихся поглазеть, как снимают кино.

В том, что запечатлено именно происходившее в тот съемочный день во Всеволожске (у дома 10 по ул.Ленинградской), сомнений нет. Эти данные указаны в «вызывном листе» — рабочем документе студии, где прописаны дата, время, место, участники съемки, нужная техника и сценарный план. В нем упомянута и сцена, где герой выпадает из окна — с переходом в стадию «труп». Среди необходимого реквизита значатся «манекен», «потроха для начинки манекена» и «5 литров крови».

«Я в тот день была на площадке, до деталей помню всё, как было, — уверяет Надежда. — Именно нашу работу и выдали за «постановку» украинцев».



Любительская съемка попала в телеграм-каналы. Водяной знак с названием одного из них, агрессивно антиукраинского, отчетливо читается на видео, выданном «Россией 24». Этот телеграм-канал, с почти 9 тыс. подписчиков, обнародовал видео первым — в 10:36 6 апреля. С подписью: «Вот так ВСУ готовит свои постановочные видео, дабы кричать во все горло: «Это Путин виноват», а потом как в Буче раскидают эти игрушки вдоль улиц Киева или Николаева». Ну а затем вот это все потекло по трубам и других телеграм-каналов, в том числе со 100 тыс. подписчиков.



При этом на исходном видеофайле слышна сопутствующая подготовке манекена реплика каскадера: «Чувак будет лететь с окна, бедолага».

После публикации поста Надежды Колобаевой, сюжет про «украинскую постановку» с манекеном исчез с онлайн-платформы ВГТРК. Но к тому времени он уже успел разойтись в сети.

Александр Уваров — сам бывший военный, в кино больше двадцати лет. Прежде чем стать постановщиком трюков, сам работал каскадером.

«Когда я посмотрел сюжет «России», — говорит Александр, — был потрясен, конечно. Как так можно? В мой адрес теперь угрозы посыпались [в комментариях на телеграм-каналах] — от тех, кто поверил, кто всерьез принял меня и моего коллегу за украинских радикалов. Вплоть до угроз убить. Да я-то ладно, но дочь…это уже чересчур. Ей одноклассники задают вопросы. Я понимаю прекрасно, в каком сейчас люди состоянии, в каком напряжении, есть и с неадекватной реакцией. Но надо ведь оставаться человеком, на какой бы стороне ты ни был. И журналисты должны ответственно относиться к своим обязанностям, проверять и перепроверять каждый факт. А если бы я на своей работе такую безответственность себе позволил? Мог бы кто-то пострадать. Но и журналист может покалечить, огромный вред нанести своим непрофессионализмом».

Александр отправился в приемную регионального Управления ФСБ — заявить, что не имеет никакого отношения к выданному федеральным телеканалом фейку, и рассказать, где и что на самом деле снималось. На проходной его отослали к официальному сайту ведомства, но ни по одному из указанных там телефонов никто не ответил. Теперь Уваров подал заявление в Следственный комитет, через онлайн-приемную.

«По-хорошему, конечно, «Россия 24» должна опубликовать опровержение, — рассуждает Надежда. — Но я прекрасно понимаю, что этого не произойдет».

Выпускница факультета журналистики МГУ, сама Колобаева в начале нулевых работала на Первом канале и НТВ, редактором развлекательных программ. Но, говорит, «уже тогда было понятно, что нельзя с этим иметь дело и надо уходить». Ушла. С тех пор уже 16 лет в кино.

Теперь, после вскрытой ею истории с фейком федерального телеканала, большой вопрос — сколько еще продержится на любимой работе.

«Люди вокруг не хотят замечать того, что происходит. У них в новостях какая-то спецоперация, какие-то летучие мыши с обогащённым ураном, чумные дятлы, и голова у них стала плоская, черная и прямоугольная, и к ней прилагается пульт.

Каждый по-своему переживает утрату. Плевать мне на айфоны и американские ботинки. Но я физиологически не могу жить, когда на моих глазах одна моя рука отрезает другую, а у меня паралич воли, и я могу только плакать и сидеть прямо, глядя на себя в зеркало.

Бабушка сказала вчера, что я предатель Родины. Это та, которая спала на двух составленных креслах, чтобы я спала на кровати. И это та, которая отдавала мне половину своей еды, потому что я не наелась, а больше еды не было. […] Ночью мне снилось, что я в Киеве на площади на мостовой стою на коленях, люди подходят и бьют меня ногами. И мне все кажется, что этого не достаточно, что меня нужно бить сильнее, что этим не стереть черную смолу и перья позора и ужаса, который в 4 часа обрушился на мирно спящий город». — это Надежда написала 10 марта.

Прочитав этот ее текст, можно было уже и не спрашивать, не опасается ли последствий учиненного теперь разоблачения телефейка. Но я все же спросила.

«Знаете, — ответила Надя, — наверное, я свой выбор сделала, когда приняла решение не закрывать свою страницу в фейсбуке. Устала я бояться. Хватит».