Меченые в мечети

Вызывающая акция старой назарбаевской гвардии




Несомненно, самым резонансным событием прошлой недели стало открытие новой мечети в Астане. И дело не столько в ее уникальности (самая большая в Центральной Азии) и затраченных на ее строительство средствах ( в СМИ фигурирует сумма в 220 миллионов долларов, а на ее отделку пошел мрамор из Италии, кафель из Испании, двери из Африки).

Дело в том, что на церемонию открытия культового сооружения прибыл бывший (по Конституции), и в то же время действующий елбасы Нурсултан Назарбаев. Закон-то об особых привилегиях первого президента и членов его семьи так и не был поставлен на утрату парламентом Казахстана. Этой правовой коллизией и воспользовались в канцелярии первого президента.

Три года назад, на следующий день, после того как в торжественной обстановке Назарбаев заложил первый камень этой мечети, он назвал Токаева своим преемником, и вряд ли предполагал в какой непростой атмосфере будет проходить ее открытие.



Но увидев жизнерадостного, и, как ни в чем ни бывало, разглагольствующего о высоких нравственных ценностях елбасы, социальные сети буквально взорвались накопившимся, за время его отсутствия в информационном пространстве, негативом: это и обида за потерянные страной и ее гражданами 30 лет, и упущенные за эти годы возможности, и ненависть к Назарбаеву вкупе с его семейством, и требование привлечь к ответственности елбасы за все его промахи.

Развернувшаяся по поводу этого помпезного открытия дискуссия показала отношение плюралистического светского казахстанского обществе к повальной «мечетизации» страны: когда бывшие чиновники, большие и малые олигархи, включая людей с неоднозначной репутацией, отмечались перед Богом и обществом возведением своих мечетей.

Не может страна, где не хватает детских садов, школ и больниц, где ученики все еще ходят в уличные туалеты, считать своим первейшим делом возведение культовых зданий!

Еще со времен прибытия арабских миссионеров в бескрайние казахские степи наши предки считали - «Ораза, намаз – тоқтықта» («ораза, намаз - пост и молебень, нужно соблюдать в достатке»). Образно говоря, обеспечь сначала народ всем необходимым - школами, детсадами, больницами, а потом строй мечети.

Нерешенность элементарных бытовых проблем, резкое падение уровня жизни, безудержный рост цен – все эти издержки некомпетентной власти не позволяют простым казахстанцам без эмоций относиться к такого рода тратам (к тому же, они от нуворишей и поэтому дурно пахнут).

Кстати, старая назарбаевская гвардия во всем блеске демонстративно отметилась на этом мероприятии. СМИ сообщают, что на церемонии были и одиозно известные персоны, причастные к Қаңтару.



Появление на публике елбасы и его сторонников без сомнения - вызывающая акция. Ощущение, что во всем своем великолепии представители Старого Казахстана показали фигу Новому, мол, мы были, есть и будем! Мы все еще в седле! У нас миллиарды, которые мы может тратить как хотим, и на что хотим.

Мне кажется, что эта дерзкая демонстрация своего могущества со стороны елбасы и его влиятельных фанатов говорит о трениях между ним и Токаевым. И о том, что транзит власти еще не закончился. Судя по всему, подобные, откровенно вызывающие, мероприятия старой назарбаевской гвардии не последние: в южной столице заканчивается строительство еще одной, не менее помпезной, мечети, связанной с одним из близких родственников елбасы.

Самую большую мечеть в Центральной Азии открыл не президент Токаев, а пенсионер Назарбаев. И я рад, что второго президента там не было. Главное, чтобы, в сентябре совместное заседание Мажилиса и сената открыл всё-таки Токаев, а не Назарбаев.


Справка «Новой»

Главный купол мечети диаметром 62 метра и высоту 83 метра. Минареты мечети - 130 метров. Площадь мечети – свыше 68 тысяч квадратных метров. При возведении стены Кибла было использовано 25 млн кристаллов, высота стены – более 22 метров, длина – 100 метров.

Общая площадь ковра в зале Харам – 16,5 тысячи квадратных метров, медальон ковра имеет диаметр 70 метров. Также в главном зале расположена люстра весом в 20 тонн и диаметром 27 метров.