Уже не елбасы, но до сих пор - неприкасаемый

Стране нужна срочная елбаслюстрация



Итак, падение елбасы с Олимпа, о котором так долго говорили оппозиционеры, свершилось: самый одиозный в новейшей истории Казахстана Закон «О первом президенте – лидере нации» почил в бозе.

Казалось бы, мне, многолетнему оппоненту Назарбаева надо бы радоваться и праздновать этот исторический, как выражаются некоторые деятели, день. Но почему-то эйфории нет.

Увы, это запоздалый шаг. Его надо было сделать гораздо раньше. Фактически три десятилетия вся система власти обслуживала интересы одного гражданина, его семьи, клана и прочей околопрезидентской челяди.

Безграничная алчность, теперь уже бывшего, елбасы, насаждение собственного культа личности, на основе, которого буйно расцвели: бесконтрольность, непотизм, средневековый трайбализм, тотальная коррупция, нетерпимость к инакомыслию, зависть к потенциальным конкурентам, политические убийства и гонения, компрадорская экономика и коллаборационистская внешняя политика – весь этот «джентельменский набор» авторитарного правления заслоняет некоторые немногочисленные заслуги Назарбаева.

Сколько судеб было загублено из-за его непреодолимого желания во что бы то ни стало удержаться у руля власти до последних дней. Ради этого придворные юристы и карманные депутаты неоднократно надругались над Конституцией и другими законами. Целое поколение честных и государственно мыслящих, не способных прогибаться под изменчивый характер елбасы, политиков и общественных деятелей остались за бортом государственного управления.

В этом смысле падение патриарха должно было стать закономерным. Непонятно только, почему Токаев так долго тянул с ликвидацией этого закона? Неужели де-юре уйдя из власти, де-факто, елбасы до последнего времени влиял на Токаева? В этом смысле мой давний тезис о том, что договоренности 2019 года между старым и новым президентами, несмотря на все потуги протокаевских адептов преподнести своего шефа абсолютно самостоятельным лидером, близки к истине.

Чересчур рьяная пропагандистская подача сего действа - постановки на утрату закона о первом президенте (как исключительная заслуга второго президента и его команды) наводит на подозрение - не желают ли новые правители этой одноразовой акцией переключить внимание общества от назревших проблем на экзекуцию над человеком, у которого формальной власти уже нет.

Думаю, в данном случае, с теми, кто задумывал сие действо, случился казус: те, кто когда-то дружно и под аплодисменты голосовали за этот позорный закон, в одночасье из «назарбаевцев» стали «токаевцами», и теперь также дружно, с не меньшим рвением, проголосовали за его утрату. Конечно, было бы уместно, если бы во время рассмотрения закона «О первом президенте – лидере нации» на совместное заседание палат парламента пригласили тех, кто все эти годы выступал против него, но таких среди парламентариев Нового Казахстана не оказалось – на манеже одни и те же.

Тем более, надо учесть, что отмена «елбасинского» закона не снимает с его фигуранта неприкосновенность: на то есть другой закон, гарантирующий ее всем бывшим и будущим президентам. Единственная статья, по которой любой президент может быть привлечен к уголовной ответственности - «государственная измена». И пока не понятно подпадает ли под это определение организация или участие в попытке государственного переворота (я – о Кантаре)? Считается ли государственной изменой ограничение суверенитета страны, в результате заключения кабальных договоров о вступлении в те или иные союзы? Или необдуманные и коррупционные займы у других стран, из-за которых вверенное президенту государство попадает в финансовую (читай: политическую!) зависимость от зарубежного благодетеля?

Думаю, что можно было бы расширить эту статью нормой об узурпации власти, ибо именно она стала правовой основой всех злодеяний елбасы, и всех наших бед за последние 27 лет.

Можно также внести нормы о коррупции, о присвоении госсобственности правителем и членами его семьи, о преследовании политической оппозиции, чтобы сегодняшнему и будущим президентам неповадно было.

Отрадно, что теперь надзорные и фискальные органы могут проверять юридические лица, связанные с елбасы. В первую очередь это должно касаться, конечно, доселе неприкасаемого Фонда его имени, который, с одной стороны, стал самым настоящим Клондайком для него и его приближенных, а с другой - «черной дырой» для государственного бюджета.

Остаются вопросы и в отношении членов семьи Назарбаева. Что делать, если этих семей несколько? Будут ли они также неприкосновенны или все-таки ответят за свои неблаговидные деяния: рейдерство, преследование оппозиции?

Многие впали в эйфорию, заявляя, что эпоха Назарбаева закончилась. Мне же кажется - она продолжается.

Думаю, тайные договоренности Назарбаева с Токаевым, достигнутые в 2019 году, все еще будут иметь силу: возможно, что второй президент, как человек интеллигентный, вынужден держать слово.

Пока кроме общих фраз о Новом Казахстане, Токаеву нечего предложить обществу. Фактически на своих местах остались выпестованные и вымуштрованные экс-елбасы, кадры, которые, как известно, решают все. Сохранилась система государственного управления, с некоторыми косметическими изменениями, где правят бал несправедливость, лизоблюдство, коррупция, некомпетентность и нечестные выборы.

Поэтому, чтобы не было никаких предпосылок для возникновения второго елбасы, необходимо создать независимую общественную комиссию по оценке результатов деятельности Назарбаева на посту президента Республики Казахстан с обязательным участием в ней представителей демократической общественности (извините, господа из администрации президента, но именно мы били в колокола, требуя отменить этот закон!).

Нужен пересмотр всех важнейших экономических и политических решений периода елбасы, которые нанесли ущерб как государству, так и отдельным субъектам бизнеса.

Нужен пересмотр всех политически мотивированных уголовных дел в отношение критиков Назарбаева, нужна реабилитация всех жертв политических репрессий.

Нужна елбаслюстрация, то есть отстранение от важных государственных постов всех, кто имел непосредственное отношение к возникновению и формированию культа личности Назарбаева.

Самое важное – необходимо создать правовые, экономические, политические и, если хотите, моральные предпосылки для того, чтобы елбасизм не повторился.

А нынешняя обстановка, когда новые льстецы и подхалимы Токаева начинают занимать высокие посты и доходные должности, мне не нравится. Неужели, Дракон жив?

И президент Токаев стоит перед важным выбором: в зародыше убить в себе этого Дракона. Возможно, такова главная миссия второго президента.




ПОД ТЕКСТ


Наш постоянный автор, политолог, специалист по Центральной Азии Аркадий Дубнов в комментарии газете «Коммерсантъ» считает, что дело движется к окончательному решению вопроса — вероятному устранению из политики и, возможно, активной общественной жизни Нурсултана Назарбаева.

Не исключил эксперт и радикального сценария: «Брутальный вариант — это снятие преград для того, чтобы сделать Назарбаева одним из свидетелей или даже обвиняемым по делу о кровавом январе 2022 года. Он может оказаться в любом статусе уже начавшегося процесса».

В связи с этим эксперт обратил внимание, что утративший силу закон гарантировал, что Нурсултан Назарбаев не может быть привлечен к ответственности как за действия, совершенные в период его работы главой государства, так и за действия в статусе елбасы.

Положения же закона «О президенте», касающиеся бывших руководителей страны (ими отныне обеспечивается статус господина Назарбаева), гарантируют, что экс-президент республики не несет ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий президента. Кровавый январь 2022 года, указывает в этой связи Аркадий Дубнов, это период за пределами президентства Нурсултана Назарбаева…»