Конфликт имеет форму шара

Китайский аэростат в небе над США сильно испортил и перспективы Байдена на будущих выборах президента, и отношения Вашингтона и Пекина



Китайский воздушный шар, пролетевший в течение недели над территорией США от Аляски до Атлантики и сбитый в субботу 4 февраля над побережьем Южной Каролины ракетой, которую выпустил истребитель F-22, стал в Америке главной новостью. А для республиканцев — отличным поводом вновь раструбить о слабости администрации Байдена и боязни президента испортить отношения с коммунистическим Китаем. Байден, выступивший вечером 7 февраля на совместном заседании обеих палат Конгресса с ежегодным посланием к стране, был вынужден внести срочные коррективы в текст. Госсекретарь Энтони Блинкен отменил свой запланированный на прошлое воскресенье визит в КНР из-за «безответственных действий и явного нарушения суверенитета США и международного права, что подорвало цель поездки», — так высказался об инциденте представитель американского внешнеполитического ведомства Нед Прайс. За визитом госсекретаря в КНР должна была последовать поездка министра финансов США Джанет Йеллен.

Внутри США отношения с КНР стали главной темой внешнеполитических комментариев, на время отодвинув остальные новости. Официальный Пекин назвал воздушный шар «научным метеозондом» — дирижаблем, случайно отклонившимся от курса в результате «форс-мажорных природных обстоятельств», а применение силы — «серьезным нарушением международных конвенций». Пентагон заявил о том, что «хорошо заметный дирижабль» размером в три школьных автобуса, несущий полезную нагрузку датчиков и коммуникационного оборудования размером в один автобус, является «шаром-шпионом». Американские военные, подобравшие обломки и отправившие их в лабораторию ФБР на военной базе в Куантико, заявили, что самый первый анализ свидетельствует: шар нес разведывательную миссию и неслучайно попал в воздушное пространство Америки и, возможно, пролетел над действующими военными шахтами для запуска ядерных ракет в штате Монтана. Население, проживающее на побережье Южной Каролины, а также туристов (а это одно из излюбленных мест отдыха американцев) полиция просит сообщать обо всех необычных вещах, а также передавать в руки властей подозрительные предметы, которые могут быть обломками шара.

В течение нескольких дней республиканские политики призывали американцев стрелять по шару из личного огнестрельного оружия. Некоторые законодатели, считавшие, что Байден должен немедленно уйти в отставку, публиковали собственные фотографии с большими пулеметами или снайперскими винтовками.

Политики искали в небе китайский воздушный шар, летевший на высоте 18 км. Но, разумеется, шар летел слишком высоко даже для патриотически настроенных снайперов из числа членов Конгресса.

В ответ на критику Байден заявил, что отдал приказ сбить китайского воздушного разведчика еще в среду, но военные убедили президента: безопасно это будет сделать только над океаном, чтобы случайно не пострадали граждане и объекты инфраструктуры. Поэтому и ждали до субботы. Любопытно, что Байден несколько дней игнорировал вопросы журналистов президентского пула про китайский шар.



Эксперты отметили, что инцидент с воздушным шаром в одночасье заставил вспомнить все имеющиеся проблемы между Вашингтоном и Пекином: угрозу для союзника США Тайваня, торговую войну, морскую экспансию КНР в прилежащих водах и т. д. Список длинный. Некоторые эксперты всерьез ставят вопрос о том, был ли председатель Си в курсе шпионской миссии воздушного шара. Этот эпизод может быть более разрушительным для руководства Китая, чем для руководства Соединенных Штатов, пишет The Washington Post. В этом году Пекин попытался показать миру «более дружелюбное лицо», стремясь рассеять растущие страхи и негодование по поводу роли КНР на мировой арене. На Всемирном экономическом форуме в прошлом месяце вице-премьер Китая Лю Хэ заявил, что его страна открыта миру и продолжит процесс либерализации. Миссия Блинкена в Китай могла означать новую страницу в двусторонних отношения. События прошлой недели, однако, только подчеркнули остроту напряженности. Инцидент обсуждают, не только в США, а во всём мире. Заголовок лондонской Financial Times: «Рухнувшие надежды на перезагрузку отношений между США и Китаем. Сбитый воздушный шар-шпион показывает, что уроки холодной войны необходимо усвоить». И далее: «Было бы удивительно, если бы такое вторжение было одобрено президентом Си Цзиньпином, чье недавнее стремление улучшить отношения с США казалось искренним. Не исключено, что вторжение шара стало результатом недопонимания между подразделениями китайского властного аппарата — или, что вызывает тревогу, таким образом радикальная фракция в китайской власти пыталась саботировать перезагрузку».

«Новая перезагрузка» (reset) — такой термин употребляли журналисты-международники, говоря об отношениях двух сверхдержав.

Отмечу, что первая перезагрузка с Россией — во времена Обамы — обернулась «перегрузкой» после того, как Кремль аннексировал («вернул в родную гавань») Крым. Аналогии уместны: вплоть до угрозы «возвращения Тайваня».

Нынешний инцидент случился в очень неподходящий момент. Официальные лица США всё больше обеспокоены тем, что китайские государственные компании могут помогать военным усилиям России против Украины, предоставляя технологии и полупроводники, и это может вызвать давление со стороны Белого дома, пишет FT.

Китайский шар стал серьезной темой внутренней политической повестки. Сенатор-республиканец Том Коттон, член комитета по вооруженным силам, заявил в программе Fox News: «Мы должны были сбить этот воздушный шар над Алеутскими островами», где 28 января воздушный шар впервые вошел в воздушное пространство США над Аляской. По мнению сенатора, президент Байден сознательно медлил раскрывать информацию о проникновении шпионского шара в воздушное пространство США, потому что президент хотел спасти запланированную дипломатическую поездку госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин. «Я думаю, что отчасти это связано с нежеланием президента предпринимать какие-либо действия, которые могут рассматриваться как провокационные или конфронтационные по отношению к китайским коммунистам», — добавил Коттон. Республиканец Майк Тернер, председатель комитета Палаты представителей по разведке, заявил, что, по его мнению, Китай использует воздушный шар, чтобы выяснить, как противостоять американскому ядерному оружию и системам противоракетной обороны. «Президент разрешил обнародовать информацию только на наших самых секретных сайтах и даже не собирался рассказывать об этом американской общественности», — сказал Тернер в программе «Встреча с прессой» на канале NBC. «Не было никаких попыток уведомить Конгресс, не было попыток собрать «Банду восьми» (двухпартийную группу лидеров Конгресса). Официальный брифинг Пентагона для членов Конгресса состоится 15 февраля», — сообщил критикам лидер сенатского большинства, демократ Чарльз Шумер.



Член палаты представителей Марджори Тейлор Грин из штата Джорджия заявила, что, если бы на месте Байдена был Трамп, тот уже сбил бы китайский шар. И тут началось самое интересное. Министр обороны Ллойд Остин объявил, что по крайней мере три подобных «шпионских» воздушных объекта были замечены над США во время пребывания бывшего президента у власти. Телеканал Fox News сообщил, что еще один воздушный шар потерпел крушение у берегов Гавайев в конце прошлого года, т. е. уже при Байдене. «Правительственные воздушные шары наблюдения КНР ненадолго пролетали над континентальной частью Соединенных Штатов не менее трех раз во время предыдущей администрации и один раз, о котором мы знаем, в начале этой администрации, но ни разу в течение такого (продолжительного) периода времени», — подтвердил представитель Пентагона. Трамп предсказуемо возмутился и попытался в своем стиле опровергнуть утверждения о том, что воздушные шары пересекали воздушное пространство США во время его президентства. Он написал на сайте созданной им интернет-платформы Truth Social, что «Китай слишком уважал «ТРАМПА» (именно так — все буквы заглавные!Прим. авт.), чтобы это произошло». В воскресенье агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на высокопоставленного чиновника администрации, что США узнали о предыдущих полетах на воздушном шаре только после того, как Трамп покинул Белый дом. Речь может идти о серьезных проблемах коммуникаций между военными и чиновниками.

Время нового внешнеполитического скандала — самое неудачное не только для американской дипломатии, но и лично для президента. В ежегодном послании Конгрессу Байден собирался сообщить американцам об успехах своей администрации в экономике, создании новых рабочих мест, развитии инфраструктуры. Но, согласно опросам, 62 процента американцев считают, что стали жить хуже. Сверхзадача, по Станиславскому, состояла в том, чтобы американцы у телеэкранов поверили в то, что 80-летний президент энергичен, компетентен и может возглавлять страну еще 4 года, после следующих выборов.

Проблема в том, что, как показал последний опрос AP-NORC, только 20% американцев хотят, чтобы Байден добивался переизбрания, и, что еще хуже для президента, в это число входят только 37 процентов избирателей его собственной партии.

Поддержка Байдена среди демократов упала колоссально — на 15 пунктов по сравнению с несколькими неделями после промежуточных выборов в ноябре прошлого года, когда 52 процента демократов поддержали повторное избрание Байдена. В политическое будущее 46-го президента прежде всего не верят избиратели-демократы моложе 45 лет. Рейтинг одобрения того, что делает Байден, остается на уровне 41 процента, этот показатель не изменился с конца прошлого года.

В послании к стране Байден был обязан откликнуться на обвинения в медлительности, нерешительности и боязни испортить отношения с «товарищем Си». Президент отметил, что в отношениях двух крупнейших экономических держав может быть конкуренция, но не должно быть конфронтации. Об этом, сказал Байден, он говорил на встрече с главой КНР. Но когда речь идет о нарушении суверенитета США, правительство «будет действовать решительно», что «и было сделано на прошлой неделе». Слова президента вызвали овацию, зал встал: и демократы, и республиканцы.

Будущее покажет, как инцидент с воздушным шаром и отменой визита Блинкена в Китай повлияет на отношения Вашингтона и Пекина. Если новый курс на открытость КНР — не только фигура речи, история со шпионским воздушным шаром будет быстро списан в архив. Но не забыт: ни в Белом доме, ни в Пентагоне.