Под видом приказа

Именно так в Казахстане министр финансов подает Закон об иноагентах



В материале «Чужие среди своих» («Новая-Казахстан», № 11, от 16.03.2023 г.) Амиржан Косанов обратил внимание на то, что попытки принять «закон об иноагентах», подобный российскому, предпринимались в Казахстане неоднократно. Его пытались внедрить по частям. И эти поползновения власти до сих пор то и дело обнаруживаются в различных документах. Подтверждением тому письмо, которое получил на свою электронную почту журналист, создатель ютуб канала «Гиперборей», Вадим Борейко от читателя Марка, полагающего, что у нас тихой сапой придумали какой-то реестр, похожий на попытку адаптировать «закон об иноагентах»: «Комитет госдоходов будет публиковать информацию о лицах, получающих иностранное финансирование.

Соответствующие поправки внесены приказом министра финансов от 13 марта 2023 года в Правила ведения базы данных о лицах, получивших и расходовавших деньги или иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев. В частности, в Правила добавлен пункт о том, что сведения, содержащиеся в базе данных, должны размещаться Комитетом госдоходов в "Реестре лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию"».

Далее, бдительный читатель Марк обращает внимание на Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 13 марта 2023 года № 268 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 240 «Об утверждении Правил ведения базы данных о лицах, получивших и расходовавших деньги и (или) иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также их включения и исключения из базы данных»

Выходит, делает вывод читатель Марк, если вам кто-то из-за бугра задонатит, вас внесут в этот список - и вы станете «иноагентом». А если ребенок из-за границы родителям перевод пришлет, они тоже станут «иноагентами»?

Вадим Борейко прокомментировал это письмо на своей странице в Фейсбуке: «Такой приказ действительно существует, я без труда нашёл его в базе нормативно-правовых актов Zakon.kz: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34458718

Напомню, закон об иноагентах вышел в РФ 25 ноября 2017 года. Сначала под его действие подпадали только СМИ, а затем и физические лица. С началом войны 24 февраля 2022 года в список иноагентов стали включать даже иностранных граждан – например, украинского журналиста Дмитрия Гордона.

А в июле 2022 депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», его подписал президент РФ, и он вступил в силу 1 декабря 2022 года.

Иностранным влиянием в этом законе считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». То есть толкование этого понятия – широкое и произвольное. А подоплёка – изведение под ноль всяческого инакомыслия».

Вадим Борейко согласен с читателем Марком: внесение в приказ министра финансов нормы о публикации Реестра лиц, получающих какое-либо иностранное финансирование, может трактоваться как угодно широко и вольно.

Для независимых СМИ и журналистов, считает Борейко, здесь прямая угроза: за «иностранное финансирование» можно выдать не только гранты, но и частные пожертвования из-за рубежа через PayPal или Western Union, и монетизацию от YouTube: «Но не только для них: «под колпак» могут попасть и частные переводы обычных граждан, и транзакции бизнесменов.

Таким образом, положения российского закона об иноагентах, имевшие катастрофические последствия для свободных медиа, которые в РФ за 5 лет со дня его принятия истреблены полностью, в Казахстане протаскиваются в нормативно-правовую базу незаметно, без шума и пыли. Под видом поправки к приказу министра финансов».

Точно так же, обращает внимание Борейко, нормы российского закона о фейках об армии у нас подали «под крышей» нового законопроекта о масс-медиа, который уже подвергся обструкции со стороны журналистских и правозащитных организаций: «Примечательно ещё, что приказ министра финансов Ерулана Жамаубаева, о котором идёт речь, датирован 13 марта – в канун выборов в мажилис и маслихаты, объявленных Акордой гигантским шагом в демократизации».

Вот такие, как бы неприметные нормативно-правовые акты, которые принимаются под видом министерских приказов, по мнению создателя «Гиперборея», говорят об истинных намерениях верховной власти Казахстана в сто раз больше, чем пространные речи президента на международную публику про демократичные выборы.

Кстати, Вадим Борейко напоминает - пока приказ ещё не вступил в силу, можно добиться его отмены, если объяснить обществу, что он будет иметь для Казахстана такие же последствия, какие возымел для России.