Отстрел на дальних подступах

Почем дискредитация Тасмагамбетова?



Интересные события развиваются вокруг одного из бывших высокопоставленных чиновников нашего государства.

В отличие от других своих коллег, которые буквально зубами держатся за вожделенное кресло и не спешат покидать его, он ушел со своей должности аккурат в день достижения пенсионного возраста, что уже само по себе было непривычно для наших реалий. Позже он оказался востребован и занял высокий пост в международной организации.

Наверное, читатель догадался, что речь идет об одном из самых популярных на сегодняшний день казахстанских политиков - Имангали Тасмагамбетове. Его организаторские таланты, работоспособность, умение достигать реальных результатов на самых сложных участках, несомненную харизму, признают все: и его фанаты, и его злопыхатели. Пожалуй, в стране нет должности, которую он не занимал, побывав на всех высоких постах, кроме… президентского.

Судя по чересчур тенденциозным публикациям в многочисленных информационных ресурсах (в первую очередь, близких к власти), на Тасмагамбетова хотят повесить всех ОДКБ-шных собак. Его обвиняют в действиях, напрямую ставящих под угрозу экономическую стабильность Казахстана, попытках «монетизировать» пост генерального секретаря ОДКБ, объединив для этого предприятия военно-технического и промышленного комплекса стран-участниц ОДКБ в единый военно-промышленный комплекс, что в нынешних геополитических условиях означало бы, применение российской армией летального оружия, произведенного, например, в Казахстане в российско-украинском конфликте.

Эти провластные информационные ресурсы лукавят, намеренно «забывая», что генсек ОДКБ не способен по собственному усмотрению изменить цели, задачи, основы функционирования и главные приоритеты ОДКБ, которые еще больше 20 лет тому назад были утверждены в Уставе этой организации.

Там черным по белому написано, что ее «высшим органом является Совет коллективной безопасности», в который «входят главы государств – членов либо главы правительств государств – членов, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Совета».

Именно Совет, а не генсек, «рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей».

Генсек же «осуществляет руководство Секретариатом, а также координацию деятельности постоянно действующих рабочих органов Организации». Он «назначается решением Совета сроком на три года» и «подотчетен Совету».

Словом, должность генсека ОДКБ ротационная и по большей части техническая - он всего лишь наемный менеджер организации. Смешно представить, что главы государств-участниц ОДКБ пойдут на поводу нанятого ими же менеджера и в угоду его амбициям круто изменят свою стратегию и тактику.

Кстати, в основополагающем документе ОДКБ все чинно и благородно, ибо он действует «в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь общепризнанными принципами международного права».

Кому же понадобилось в вышеназванных (в большинстве своем – анонимных) информресурсах демонизировать Тасмагамбетова, обвиняя его в предательстве национальных интересов и работе на чужого агрессивного «дядю»?

Дело доходит до абсурда и гипертрофированной версии теории заговора: представить малосведущему, и потому чересчур доверчивому, читателю протокольные встречи новоиспеченного генсека ОДКБ с главами стран-участниц, как некие тенденциозные, с дальним, электоральным прицелом, вояжи.

В выпадах против Тасмагамбетова присутствует и украинская тема: мол, ОДКБ во время его генсекства может стать стороной конфликта. Такой посыл, естественно, нервирует всех, кто осуждает эту войну. Не думаю, что главы государств допустят участие организации в войне с Украиной – это выбор России, но не ОДКБ, которая создана по вполне цивилизованным причинам.

Вдруг подумалось: а не боятся ли новые властители Казахстана фигуры Тасмагамбетова, очень популярного в народе политика, отправленного в почетную ссылку в ОДКБ под колпак нескольких спецслужб (в том числе, и нашей), где у него не будет возможности вмешиваться во внутриполитические проблемы Казахстана и, тем самым, наращивать свой авторитет в стране.

Нельзя исключать и другую версию: кто-то хочет бы вбить клин между двумя персонами – президентом Токаевым и потенциальным следующим президентом Тасмагамбетовым.

Видимо, не случайно те же провластные анонимные информресурсы, ссылаясь на такие же анонимные источники, якобы близкие к администрации президента, утверждают, что недавняя встреча Токаева и Тасмагамбетова прошла в крайне недружественной атмосфере и отличалась напряженностью при обмене мнениями о перспективах предстоящей деятельности ОДКБ и роли Казахстана в ней, что, якобы, свидетельствует о некой напряженности или даже конфликте между главой государства и популярным казахстанским политиком, которому пытаются приписать роль проводника российских интересов.

Такое ощущение, что неуверенная в своей правоте и, необходимых для электоральной победы, талантах власть уже сегодня готовится к очередным (которые, вполне логично могут оказаться внеочередными!) президентским и парламентским выборам. Могу отнести сюда и неуклюжее заигрывание с одной, не совсем репрезентативной частью оппозиции, которой открыли двери парламента, параллельно жестко подавляя другую ее часть (осмелюсь добавить сюда беспрецедентный буллинг в отношение меня, организованный властью и радикальной частью оппозиции после президентских выборов 2019 года) - вот она, новая парадигма взаимоотношений архитекторов Нового Казахстана.

Вновь, как во времена Назарбаева, на полном серьезе заговорили о трайбализме и кумовстве, клановости и мздоимстве, протекционизме при назначениях на те или иные должности, и даже при включении в партийные списки депутатов. Говорят также и о непременном условии - абсолютной лояльности действующему президенту: критикуй всех, но только не его! Новый Казахстан строится по старым чертежам. В результате, власть на всех уровнях теряет политический вес.

Как бы мы ни отвергали промонархическую сентенцию «Короля делает свита», вынуждены признать, что нынешние зачастую экстравагантные приемы подбора и расставки кадров не только влияют на качество назначенцев, но и негативно отражаются и на имидже президента и формируют его образ политика, не желающего создать подлинно конкурентную среду в системе государственной службы и общественной деятельности.

А ситуация с демонизацией Тасмагамбетова пока достигла обратного эффекта – еще больше увеличила его политический вес.