СОЮЗ ИЛИ ПРОФСОЮЗ

Какими быть творческим объединениям Нового Казахстана?


На прошлой неделе состоялся очередной съезд Союза писателей Казахстана. В связи с кадровыми изменениями и не совсем уместными откровениями некоторых представителей руководства СП в социальных сетях разгорелись нешуточные страсти. В духе демократии и плюрализма открыто обсуждались не только конкретные персоны, способные возглавить организацию, но и вопрос «Нужна ли вообще такая структура?».

Как рядовой читатель, который старается быть в курсе всех литературных новостей, я присутствовал на этом форуме.

Постоянный читатель знает о моем, отношении ко всякого рода творческим союзам, которые изначально были созданы Иосифом Сталиным для контроля над «инженерами человеческих душ» (определение «отца народов»). В советское время пребывание в рядах этих союзов было морально-психологической легитимизацией конкретного таланта, открывало ему двери в высокие кабинеты, предоставляло доступ к жизненным благам: должности, квартиры, автомобили, звания, зарубежные поездки. Такой механизм был достаточно эффективным, позволяя Системе контролировать общий творческий процесс в рамках принципа так называемого «социалистического реализма» и исключительной лояльности существовавшему режиму.

Мы уже 30 с лишним лет как бы свободны (в политическом и творческом смысле), но почему так мало по-настоящему востребованных, отражающих противоречивые реалии современного казахстанского бытия литературных произведений? Да, есть книги, которые нашли своего благодарного читателя. Но, увы, их так мало, и посему не они определяют тенденции современного литературного процесса.

Тем удивительнее был небывалый ажиотаж накануне съезда.

Думаю, это, во-первых, потому, что Союз писателей, в отличие от других творческих объединений наиболее близок рядовым читателям. Имена писателей и поэтов на слуху.

Во-вторых, материальный вопрос всегда был актуален: в отличие от других подобных организаций, СП имеет солидную собственность в центре южной столицы (я говорю о зданиях СП и Дома творчества), вокруг аренды которых в обществе ходят различные, не красящие руководство СП, слухи. Кроме того, СП — учредитель главных республиканских литературных изданий, которые имеют свою традиционную аудиторию.

В-третьих, речь идет, если можно так выразиться, о моральных активах СП, ибо именно он выступает главным распорядителем все еще существующих государственных наград и премий, его мнение — определяющее для государственной политики в области литературы. Наличие филиалов во всех регионах страны добавляет дополнительные бонусы общественному авторитету СП.

Но общая беда соответствующих творческих союзов в том, что созданные при жесткой однопартийной системе они так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Одна из главных бед — противоречия между реалиями суровой и не терпящей неуместных преференций либеральной экономики и иждивенческими настроениями большинства творческих людей.

Несомненно, государство обязано поддерживать социальную сферу, культуру и образование: без этих ценностей оно обречено.

Однако, мне кажется, что обязанность государства — не в содержании за свой счет сонма писателей и поэтов, а в создании необходимых цивилизованных условий для их творческой самореализации.

Что касается творческих союзов, то они, конечно, в той или иной форме необходимы для цеховой солидарности и взаимопомощи. Деятелям литературы, культуры и искусства надо собираться, обсуждать профессиональные и общественно значимые проблемы. Думаю, нас ждет дальнейшая трансформация этих союзов в «творческие профсоюзы», защищающие экономические и трудовые интересы представителей своей отрасли. Такое лобби могло бы способствовать принятию тех или иных законов, столь необходимых для своей сферы. Так что потенциал творческих союзов не исчерпан.

Новым председателем Союза писателей избран известный писатель и опытный организатор Мереке Кулкенов. Он возглавлял ряд республиканских изданий, известен своими публицистскими выступлениями по самым острым проблемам жизни общества.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - это про него. Во время трагических событий 2011 года в Жанаозене, когда средь бела дня были расстреляны мирные граждане (кстати, вся правда о тех событиях все еще не сказана!), он был одним из немногих писателей, кто не побоялся вступить в созданную демократическими силами Независимую комиссию по расследованию тех кровавых событий. Когда многие деятели культуры стыдливо молчали, Мереке встал на защиту жертв Жанаозенской трагедии. Во время Кантара он тоже был рядом со своим народом.

Надеюсь, что при нем Союз писателей обретет второе дыхание. Его знают в правительственных кабинетах, без сотрудничества с которыми СП не решить профессиональные проблемы писателей и поэтов. Он знает и рыночные механизмы, так как был частным книгоиздателем. Словом, он может стать своеобразным мостом между творческой интеллигенцией и властью.