Рептилоидов начальник
- Подробности
- 1300
- 09.07.2023
- Кирилл ФОКИН, специально для «Новой газеты Европа»
Главный конспиролог России с РЕН-ТВ Игорь Прокопенко получил медиапремию за «организацию диалога в период СВО». Кирилл Фокин пытается осознать масштаб личности и явления
Игорь Прокопенко — легендарный телеведущий и замгендиректора РЕН-ТВ по «публицистическим и документальным проектам», семикратный лауреат ТЭФИ и дважды финалист премии «Почетный академик ВРАЛ» с формулировкой «за выдающийся вклад в российскую лженауку» — 6 июля получил премию «Медиаменеджер России» в номинации «За социальную ответственность медиабизнеса».
Г-ну Прокопенко, знаменитому автору фильмов о плоской Земле, марсианских базах и ядерной войне, биологическом оружии из ДНК украинских солдат, фронтовых эскортницах Залужного, введении солдатам ВСУ донорской крови от ВИЧ-инфицированных, потомках нацистов среди чиновников в Киеве и создателю прочих, не менее занудных и банальных конспирологических сюжетов, премию дали вовсе не за них. С формулировкой «За организацию живого диалога с россиянами в период проведения специальной военной операции» он получил ее не как телеперсонаж, а как руководитель АНО «Центр содействия патриотическому воспитанию населения “Военная тайна”».
«Прокопенко Игорь, — объявил ведущий церемонии, — автор и руководитель проекта “Благотворительные творческие встречи: разговоры о самом важном с Игорем Прокопенко”». Благотворительные встречи Прокопенко не совсем, впрочем, благотворительные — Президентский фонд культурных инициатив выделил на них 7,5 млн рублей за цикл лекций в пяти городах России. Сумма не обескураживающая, хотя, конечно, стоимость лекции, пусть даже в другом городе, в 1,5 млн рублей кому-то может показаться слегка завышенной.
Но Прокопенко — известное лицо в стране; в 2019 году в «Новой газете» даже выходил репортаж с его творческого вечера в Волгограде. Надежда Прусенкова писала, что утром в день встречи билетов (стоивших для Волгограда немало — от 1800 до 2500 рублей) уже не было, а книжки Прокопенко — от «мифов про здоровье» до «оружия будущего» — были нарасхват. Сам же Прокопенко на той встрече сделал важное астрофизическое заявление: «Я не утверждаю, что Земля плоская. Но докажите мне, что она круглая. А таких доказательств недостаточно», разобрался в проблематике зубной пасты, а также выступил в роли Аристотеля современности: «Я вам скажу, что может быть альтернативой демократии. Альтернативой может быть русский народ!»
С учетом такой популярности фрик-тематики, да еще и теперь, после начала войны, когда Прокопенко ведет обстрел несчастных своих зрителей из всех мозговыносящих орудий (лишь изредка прерываясь на старомодные и даже классические «тайны зеркал»), его лекции, полагаю, вполне можно монетизировать и без президентского спонсорства.
Трудоспособности Прокопенко и его команды нужно отдать должное: они производят безумный контент в зашкаливающих объемах.
«Самые шокирующие гипотезы» выходят раз в три дня, «Военная тайна» — раз в неделю; на «Лабиринте» Прокопенко числится автором 117 книг, совокупный проданный тираж — 1,3 млн экземпляров. По этим параметрам, а также по любви к артистическим «творческим вечерам» Игорь Прокопенко — это такой Владимир Соловьёв для особо одаренной публики, нишевых конспирологов, читателей даже не ТАСС и РИА, а «Комсомольской правды». Но визуально и по стилю, конечно, он ближе к Сергею Дружко.
Люди, помнящие его по прошлым временам, называют его «автором отличных документальных фильмов [в период, когда РЕН-ТВ руководила Ирена Лесневская]» и «серьезным вроде бы журналистом». И в то и в другое сегодня поверить трудно: бог с ними, с инопланетянами и пирамидами, в конце концов бизнес есть бизнес, и треш есть треш. Но Прокопенко же не всегда в образе: давая интервью и не заготовленный сценарий читая, а говоря от сердца, он всё также плетет немыслимые глупости, к сожалению, не интересные даже для разбора. Скажем, вот цитата из интервью, которое он дал в Уфе в январе 2023 года:
«Возьмем, к примеру, знаменитого детского писателя Редьярда Киплинга <…> А ведь он был сотрудником британской разведки МИ-6. Это в нашу историю он вошел как писатель, а в историю Европы — самым злым и непримиримым русофобом <…> Или Даниель Дефо. И он сотрудник британской разведки, политолог, много писавший, как уничтожить Россию. Мы знаем, что 22 июня 1941 года на Советский Союз вероломно напала фашистская Германия. Но мало кто осведомлен, что в марте 1940 года на СССР готовились напасть Великобритания и Франция».
Стоит ли говорить, что кроме даты 22 июня 1941 года в приведенном отрывке нет вообще ни одного правдивого тезиса. При этом, кажется, здесь он говорит искренне — как тот самый «гаражный дед» из мемов, который перечитал желтых страниц интернета и решил, что сейчас сорвет все покровы с тайн перед внуками. Интересный феномен, когда пропагандист становится неотличим от жертв своей же пропаганды, снова перед нашими глазами. Невозможно столько лет произносить с экранов безумный текст и думать, что внешние проявления не станут внутренними.
На таком подходе, к слову, строились актерские системы Михаила Чехова и Всеволода Мейерхольда: пока Станиславский предлагал идти от внутреннего к внешнему, они (его оппоненты), наоборот, искали верные движения, внешние выражения персонажа. И от внешних проявлений, полагали они, правильное внутреннее состояние родится само собой.
Не убеждайте себя, что НАТО находится под контролем рептилоидов, — просто действуйте так, как будто это правда, и внутренний механизм самооправдания включится у вас сам собой. Представляется, именно это и случилось как с Прокопенко, так и со всеми остальными телепропагандистами-циниками, однажды решившими сыграть в эту опасную для психики игру.
Особенность кейса Прокопенко и РЕН-ТВ в том, как легко согласуются сумасшедшие конспирологические истории о пирамидах, глобальных заговорах, об опасности вакцин, плоской земле и т. п. с официальной государственной пропагандой, когда парламентская комиссия (!) Совета Федерации России (!) под командой Валентины Матвиенко (!) подготавливает доклад (!) о боевых комарах, клещах и вшах (!) в рамках американской программы по созданию биологического оружия в Украине (!) и рассылает этот доклад во «все парламенты мира».
Противоречия, хаотичность, недоговоренность, отсутствие какой-либо схемы, системы, идеологии, да и даже просто идеи — всё это вовсе не враги, а союзники роспропаганды; и тем, кто старается с ней бороться, это надо учитывать. Если собрать все их заявления вместе, равно как и все тезисы из программ Прокопенко за последние годы, то получится очевидная бессмыслица; однако это бессмыслица работает, потому что она носит тактический характер и от нее требуется объяснять и рассказывать только конкретные сюжеты, причем сюжеты, которые находятся в постоянной динамике. Цели СВО ведь меняются, но остаются неизменны, помните?
С этой точки зрения, роспропаганда — та же конспирология, развернутая в конкретную плоскость объяснения политических действий задним числом. Какое отношение к вторжению в соседнюю страну имеет то, являются ли русские и украинцы одним народом или всё-таки нет?? Какое отношение к ракетным обстрелам городов имеют истоки украинского языка? Какое, наконец, отношение к тому, что нельзя убивать людей, имеет вопрос легализации однополых браков?
Ответ — никакого. Это просто пыль в глаза от людей, которым на самом деле нечего сказать.
Игорь Прокопенко образца 2014 года, кстати, с этим даже был отчасти согласен. В интервью, которое он дал в Воронеже, конечно, тоже было много бреда. Но на вопрос, «когда же закончится война» в Украине, он отвечал так:
«Война заканчивается, когда в ней есть победители. В данном случае победителя нет. Не достиг своих целей Донбасс, не достиг и Киев, не достиг Вашингтон, и не достигла своих целей Москва. Велик шанс, что она будет продолжаться. Очень хотелось бы, чтобы эта война велась не на поле боя, а в тишине кабинетов на переговорах. Сейчас по любому поводу говорят: всё решают деньги. Так вот в данном случае лучше этот вопрос пусть решают деньги, чем чья-то кровь».