Побег

«О, сколько нам открытий чудных Готовит… «правосудия» дух!»



Читая последние сводки с полей сражений между Старым и Новым Казахстанами, так и хочется перефразировать великого поэта.

Сначала новость дня: решением суда экс-генерал Серик Кудебаев признан виновным по статье 392 «Умышленное незаконное пересечение Государственной границы РК», то есть — в побеге. Ему назначили наказание в виде шести месяцев лишения свободы.

Таким образом, с учетом частичного сложения наказания, назначенного приговором Талдыкорганского суда области Жетысу 28 апреля 2023 года, Кудебаеву окончательно назначено наказание 10 лет и три месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.

Напомню, 1 апреля СМИ заявили о побеге экс-генерала Кудебаева за границу. Якобы 23 марта он мог пересечь границу с Кыргызстаном, и из аэропорта Манас в Бишкеке вылетел в Стамбул, а оттуда — на Северный Кипр. Суд Жетысу объявил бывшего главу полиции Алматинской области в международный розыск.

Из материалов дела: «Подсудимый К. 15 марта 2023 года примерно в 4 часа 30 минут, находясь в Кегенском районе, в соответствии с преступным планом, путём поднятия нижнего яруса заграждения спирального барьера безопасности из колючей проволоки, препятствующей свободному проходу через границу, умышленно незаконно пересёк казахстанско-кыргызстанскую границу вне пункта пропуска».

Мне кажется, что за этими, поистине голливудскими перипетиями побега экс-генерала стоит не только трагикомический казус казахстанского правосудия и «дырявость» границы, но и вполне серьезные, и далеко идущие выводы для посткантарского Казахстана.

Разве только Кудебаев убегал? Убежали (в прямом и переносном смысле) от ответственности все, кто в той или иной мере (уголовно, политически, морально) был причастен к Кантару.

Убрался с глаз долой и сам отец-основатель режима личной власти – Нурсултан Назарбаев. Формально он добровольно отошел от власти и ныне, как бы, не у дел. Но так ли это? Мне кажется, что за многими важными политическими, экономическими и кадровыми решениями до сих пор маячит тень елбасы.

Выбирая себе преемника, Назарбаев не случайно остановился на дипломате: внешне абсолютно предсказуемом, тактичном, образованном и культурном Токаеве в надежде, что тот всю жизнь будет благодарен елбасы за возможность остаться в истории нации, как второй президент, выполняя все договоренности, вплоть до физического ухода своего благодетеля.

Ан-нет. Избранник оказался вовсе не прост, а с характером. Что доказали события предшествовавшие трагическому Кантару.

И теперь, когда нужно держать ответ не только за созданную уродливую политическую систему, которая откатила страну в цивилизованном развитии на три десятилетия (мы – страна упущенных возможностей), но и за разворованные им и его камарильей бюджетные миллиарды, не построенные, но широко анонсированные, предприятия, не проложенные дороги и не ремонтированные коммунальные сети, Назарбаев ушел от ответственности.

Ретировалась и его многочисленная родня, которая жировала во время правления отца семейства. Где они? Почему не делятся со своим народом «нажитыми непосильным трудом» миллиардами? Почему молчат, когда страну сотрясают природные и техногенные катаклизмы, когда нужно помогать попавшим в беду соотечественникам?

Канули в Лету и многие назарбаевские олигархи, которые несут ответственность за развал казахстанской экономики в угоду своим корыстным интересам. А некоторые из них и вовсе, похоже, кулуарно «реабилитировали» себе перед новой властью.

Утекли в заморские офшоры и миллиарды неправедно нажитые ими. Правда, принят закон по их возврату. Но меня терзают смутные сомнения не только по поводу его эффективности, но и по поводу искреннего желания власти по-настоящему, без избирательного подхода, вернуть, эти «сбежавшие» миллиарды в страну.

«Запропастилась», и так называемая «старая гвардия» — вся «королевская рать», которая максимально использовала свое служебное положение для личного обогащения.

Назарбаев, как суперпрезидент, назначал всех и вся на большие должности и единолично определял государственную политику. Он несет персональную ответственность за все, что натворил. Но нельзя забывать об исторической ответственности всех тех, кто в разные годы был рядом с ним на вершине государственного управления. Не пора ли начать серьезный и взыскательный разговор об их солидарной ответственности за содеянное? Кроме указов президента были и неправедные законы парламента, сомнительные постановления правительства, непрофессиональные решения министров и акимов, сфальсифицированные приговоры судов. За каждым таким одиозным документом стоит конкретный носитель власти. Где они? Спрятались за всенародным гневом в отношение Назарбаева?

Например, где-то в треугольнике между Дубаем, Турцией и Германией блуждает бывший аким южной столицы Бауыржан Байбек, в отношении которого, по неподтвержденной информации (она появилась в СМИ сентябре 2022 года), возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении коррупционных действий за время его работы главой акимата города.

«Отдуваться» за сына пришлось отцу - однокласснику елбасы. Он подозревался в незаконном строительстве зданий. Но отделался легким испугом – штрафом в 51750 тенге. Так решил судья Административного суда Астаны Нуржан Кайырбек на заседании по рассмотрению дела по статье 463 КоАП РК, таким образом «смыв все грехи» с однокашника Назарбаева, и узаконив выявленные нарушения.

От этих сбежавших от ответственности групп не слышно ни покаяния, ни сожаления по поводу их участия в укреплении режима личной власти и создании культа этой сомнительной личности. Такое ощущение, что все они затаились и ждут, когда споткнется Токаев, и им, униженным оскорбленным новой властью, можно будет снова заявить о себе. Казахи в таких случаях говорят: «кедей бай болғысы келеді, бай Құдай болғысы келеді» («бедняк хочет стать богачом, а богач — Богом»)

«Дезертировали» и иные публичные персоны: общественные деятели, включая и деятелей культуры, которые пели дифирамбы елбасы, сравнивая его и со Всевышним, и с пророком.

Все «убежали». Остался только народ, которому нечего терять, кроме оставленных ему в наследство, цепей в виде экономической разрухи и безнадеги.