Брат ты мне

Из-за происходящего в Украине от России отвернулись десятки государств. Но Кыргызстан, похоже, решил следовать курсом Путина


После начала российской военной операции в Украине Кыргызстан Садыра Жапарова и Россия Владимира Путина стали неожиданно сближаться — как в политическом, так и в идеологическом плане. Такой курс Бишкека выглядит неожиданным, ведь за последние десятилетия страна сформировала себе имидж «островка демократии» в Центральной Азии.

Что произошло с Кыргызстаном? И как он, сближаясь с Россией, все больше становится похожим на нее.

26 февраля 2022 года, на третий день после начала СВО в Украине, на сайте президента России появилось сообщение о телефонном разговоре Владимира Путина и президента Кыргызстана: «Садыр Жапаров, отметив ответственность Киева за срыв Минских договоренностей, выразил поддержку решительных действий российской стороны по защите мирного населения Донбасса». Однако на сайте кыргызского президента, которого Владимир Путин «поблагодарил за принципиальную солидарную позицию», такой информации не появилось: пресс-служба Жапарова тогда сообщила, что главы стран «обменялись мнениями по международным и региональным вопросам безопасности, в том числе по складывающейся ситуации вокруг Украины».

Тем не менее спустя несколько дней, президент Украины Владимир Зеленский, до этого отозвавший посла из Грузии за неприсоединение страны к антироссийским санкциям, отозвал также и посла из Кыргызстана на консультации «за оправдание агрессии против Украины».

Примерно через неделю после этого Садыр Жапаров, который 22 февраля 2022 года написал в своем Facebook* о признании «ДНР» и «ЛНР» Россией, что «возможно, это была вынужденная мера для защиты мирного населения», впервые выступил в парламенте с речью про конфликт России и Украины. Президент Кыргызстана, в частности, заявил, что происходящие события негативно отражаются на мировой экономике. А еще высказался за сохранение нейтралитета в текущем конфликте.

Тогда журналисты кыргызстанского издания Kaktus.media заметили, что пресс-служба Жапарова перевела его речь на русский язык иначе, вырезав слово «согуш» («война») и заменив его на «конфликт». Вряд ли это было сделано для того, чтобы не давать даже малейшего повода российской стороне повозмущаться «недружественными высказываниями», поскольку в те же дни в местных СМИ появлялись сообщения о том, что милиция Бишкека предупреждала граждан о штрафах за маркировку автомобилей со знаками Z, а кыргызстанский МИД предложил стать посредником для переговоров между Россией и Украиной. Тем более что позже, в апреле 2022 года, в интервью информагентству kabar.kg Жапаров свободно называл российскую СВО как хотел.

Вскоре после этого власти Кыргызстана, вместе с Казахстаном и Таджикистаном, ожидаемо воздержались при первом голосовании в ООН за резолюцию с требованием вывода российских войск с территории Украины. И в целом руководство республики старалось вести себя осторожно: в Бишкеке, в котором на тот момент регулярно проходили акции как против российской СВО в Украине, так и в поддержку России, запретили проводить все мирные собрания «по вопросу российско-украинского вооруженного конфликта», включая митинги против боевых действий в Украине или в поддержку России и любые акции у российского посольства и госучреждений. Но информация об акциях активистов на тему конфликта в Украине, задержаниях и штрафах в отношении них все равно продолжили появляться в СМИ.



Также в местных СМИ с 24 февраля 2022 года публиковались сообщения, например, о призыве ГКНБ Кыргызстана (Государственный комитет национальной безопасности) отказаться от военной формы с буквой Z на шествии «Бессмертного полка» 9 мая 2022 года, о запрете заставлять надевать на школьников георгиевские ленточки; сначала о разрешении, а затем о запрете показа российских фильмов о Донбассе. Но в то же время милиция вызывала на допрос авторов видео с украинским флагом, установленным на пике Владимира Путина (горная вершина в Кыргызстане), и допрашивала активиста за твит, в котором он призывал прокричать на футбольном матче сборных Кыргызстана и России лозунги в поддержку Украины.

Но если в отношении активизма, связанного с российско-украинским конфликтом, кыргызстанские власти изначально пытались проводить внутри страны «политику нейтралитета», то в вопросе участия своих граждан в боевых действиях и высказываний, ставящих под сомнение территориальную целостность страны, их позиция остается четкой: такие действия уголовно наказуемы

(например, в соответствии со статьей УК КР за участие в военных действиях на территории чужого государства гражданам Кыргызстана грозит до 10 лет лишения свободы).

  • В апреле 2022 года водителя автобуса в Бишкеке оштрафовали за наклейку с рекламой набора в российскую армию.
  • В мае в СМИ появилась первая новость о том, что ГКНБ начал проверку в отношении соотечественника «по факту участия в военных действиях на территории чужого государства»: впоследствии он был задержан.
  • В июне 2022 года появилось первое сообщение о гибели воевавшего на стороне России кыргызстанца.
  • Позже стала появляться информация о вербовке граждан Кыргызстана, включая заключенных в российских колониях, в ЧВК «Вагнер» и об открытии в миграционном центре «Сахарово» «инфраструктуры содействия Минобороны России в организации поступления на военную службу иностранных граждан», а в Совете при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека предложили лишать российского гражданства уроженцев Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана за отказ от прохождения воинской службы. Кроме того, в российское законодательство были внесены поправки, предоставляющие гражданство иностранцам, заключившим контракт с МО РФ.

В итоге, только по данным «Би-би-си», с 24 февраля 2022 года по 15 июня 2023 года в зоне боевых действий погибло 93 гражданина стран Центральной Азии, включая 19 граждан Кыргызстана (а также 34 граждан Узбекистана и 40 граждан Таджикистана соответственно). Чаще всего, по сведениям журналистов, в зону конфликта они попадали, будучи бойцами ЧВК «Вагнер». Но при этом выходцы из центральноазиатских республик, включая кыргызстанцев, также оказались востребованы и в отстройке разрушенных в ходе боевых действий городов и рытье окопов.



Однако в день объявления Владимиром Путиным частичной мобилизации в России Кыргызстан снова предостерег своих граждан от участия в военных действиях на территории иностранных государств, напомнив об уголовной ответственности за это. На сегодня известно как минимум об одном случае приговора к 10 годам лишения свободы кыргызстанца, обвиненного в участии в боевых действиях в российско-украинском конфликте.

В мае 2023 года депутат Госдумы России Сергей Миронов назвал «абсурдом» уголовную ответственность в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане за участие в российской СВО.

Вскоре кыргызский депутат Дастан Бекешев ответил: «Мы не обязаны поощрять граждан участвовать в какой-либо войне».

Однако несмотря на противоречия в отношении военного конфликта, в последний год стало заметным усиление экономических и политических связей Кыргызстана и России — даже вопреки формальному соблюдению Бишкеком санкций против России и непризнанию им «ЛНР» и «ДНР». Эксперты по Центральной Азии считают, что после 24 февраля 2022 года именно Кыргызстан из всех стран Центральной Азии занял наиболее пророссийскую позицию. И у этого есть свои причины.

Сегодня зависимость Кыргызстана от России значительно выше, чем, например, у Узбекистана и Казахстана, чьи экономики более сложные и крупные (например, экономика Казахстана по объему больше экономик всех стран Центральной Азии, вместе взятых, и строится в большей степени на продаже полезных ископаемых, а не на средствах, направляемых в республику трудовыми мигрантами). Поэтому Бишкек не делает заявлений, которые выглядели бы как очевидная поддержка Москвы, но и не позволяет себе таких смелых высказываний, как, например, казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев, заявивший на ПМЭФ-2022 о непризнании Казахстаном «ЛНР» и «ДНР».

Кремль в свою очередь сразу после ухудшения отношений с западными странами и изоляции с их стороны, стал обращать гораздо больше внимания на Центральную Азию, чем ранее, и, в частности, на Кыргызстан, который сегодня может представляться Москвой как для внутренней, так и для внешней аудитории, страной, которая в тяжелую минуту не повернулась спиной к России. Кроме того,

Кыргызстан, как и другие республики Центральной Азии, стал для российской экономики и предпринимателей из России так называемым «окном в неподсанкционный мир», а товарооборот и денежные потоки между ними в последнее время заметно выросли.

Так, объемы торговли между Россией и Кыргызстаном только за первое полугодие 2022 года выросли на 40% — до 1,4 миллиарда долларов, а десятки российских компаний перевезли своих сотрудников в Бишкек: среди них — крупная IT-компания SmartLab. Также, по информации Национального статистического комитета, за девять месяцев 2022 года объем прямых российских инвестиций в Кыргызстан составил более 130 миллионов долларов, что в два раза больше показателей 2021 года и в десять раз — показателей 2020-го. В дальнейших планах у стран: усиление экономического сотрудничества и торговля в обход территории Казахстана.

Между тем сближение Кыргызстана с Россией, кажется, сказалось и на внутренней политике президента Жапарова, который сегодня, как считают некоторые эксперты,

рассматривает Россию не просто как самого главного геополитического союзника, но и как пример в вопросе поддержания «внутренней стабильности».

Это, в частности, проявляется в действиях и законах, которые принимаются в стране. К примеру, в Кыргызстане продвигались законопроекты, подобные российским законам о СМИ и о контроле над НКО, а Жогорку Кенеш (законодательный орган государства) в мае этого года опубликовал законопроект, который вводит понятие «иностранного представителя» для неправительственных организаций, получающих финансирование из-за рубежа.

О «беспрецедентном давлении» на фоне происходящего заявили и местные журналисты. Известно, что в мае 2023 года Кыргызстан опустился сразу на 50 строк в индексе свободы прессы по сравнению с предыдущим годом. Эксперты неоднократно говорили о системных проблемах со свободой слова в стране. А кыргызстанские СМИ в последнее время сообщали о блокировках сайтов, распространяющих, по оценке Минкультуры, недостоверные сведения, а инициация проекта закона о СМИ была раскритикована правозащитниками из кыргызстанского «Института Медиа Полиси» за «размытые формулировки», попытку «закрыть неугодные издания» и «плагиат с российского закона о СМИ».



Более того, журналисты сообщали об уголовных делах против своих коллег и депортации из Бишкека в Россию журналиста и автора канала Temirov Live Болота Темирова, который проводит расследования о коррупции и тратах чиновников и которого лишили кыргызстанского гражданства, якобы полученного им незаконно. Также резонанс в медиаполе получила блокировка работы сайта «Радио Азаттык» (кыргызская служба «Радио Свободы», российская служба внесена Минюстом РФ в реестр «иноагентов»), официально «за применение языка вражды» и «использование неподтвержденной информации о нападении Кыргызстана на соседнее государство» (имеется в виду Таджикистан). Кроме того, кыргызстанский банк DemirBank заблокировал счет компании «Азаттык Медиа» (кыргызская служба «Радио Свободы», которая внесена Минюстом РФ в реестр «иноагентов») на основании закона о противодействии терроризму и отмыванию доходов.

Эти же СМИ в последние месяцы сообщали и о преследованиях, арестах и последующих депортациях российских активистов, уехавших в Кыргызстан. Хотя эксперты отмечают, что в целом кыргызстанские власти приветствуют россиян, даже создали для них возможность получения гражданства по упрощенной схеме.

Тем не менее главное условие для спокойной жизни в республике сегодня, кажется, такое: не нужно выступать со своей политической позицией.

Так, в Бишкеке была закрыта организация «Красная крыша», куда входили переехавшие россияне, которые проводили лекции и публично обсуждали разные темы, включая происходящее в Украине; ранее они заявляли о давлении со стороны силовиков. В то же время из страны был депортирован разыскиваемый Россией и бежавший из нее житель Екатеринбурга Алексей Рожков, который устроил поджог военкомата в марте 2022 года: он был задержан силовиками на следующий день после продления временной регистрации (29 мая этого года) и рассказывал, что ему угрожали пытками. Также кыргызскими силовиками было задержано и взято под стражу еще как минимум двое российских активистов, разыскиваемых на родине.

Известно, что перед посещением президентом Жапаровым Парада Победы в Москве, он и Владимир Путин подписали совместное заявление об укреплении стратегического партнерства и союзничества, в котором, в частности, выражена заинтересованность в сотрудничестве спецслужб и правоохранительных органов двух стран, «актуальность координации их совместной деятельности». Позже стало известно, что

МВД Кыргызстана запустило систему идентификации лиц, разыскиваемых в странах СНГ. А 21 июня Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали соглашение об обмене персональными данными своих граждан — о предоставлении друг другу данных об удостоверяющих личность документах,

регистрации по месту жительства, привлечении гражданина к уголовной или административной ответственности, недвижимости гражданина, наличии у него гражданства и так далее.

Но кроме углубления взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов, Кыргызстан и Россия, как следует из заявления об укреплении стратегического партнерства и союзничества, отдают приоритет сотрудничеству в торгово-экономической, гуманитарной, экологической и других сферах. В этом же документе говорится и о необходимости наращивания совместных усилий «по противодействию попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны», «умышленному приуменьшению вклада народов Советского Союза в освобождении Европы и Азии от фашизма и милитаризма». А еще о том, что Кыргызстан с пониманием относится к вопросам, которые беспокоят Россию, что «некоторые государства пытаются помешать становлению многополярного мироустройства».