На дочке поставлена точка?

Почему Дарига Назарбаева не стала президентом Казахстана



На минувшей неделе неожиданно разоткровенничался бывший председатель КНБ РК Амангельды Шабдарбаев. В интервью YouTube-каналу Abay Live, он рассказал о планах старшей дочери Нурсултана Назарбаева Дариги стать президентом: «Мы провели расследование. Что тогда меня удивило, все в это верили. Они говорили, что в лучшем случае во власть придет Рахат Алиев, бывший муж Дариги Назарбаевой, а в худшем случае – Дарига. Тогда они убеждали ее, повторяя: «Ты будешь президентом», и она сама в это поверила, и верила до последнего времени. Сам Нурсултан Абишевич никогда бы не назначил ее президентом. Почему он говорил Дариге, что она станет президентом? На это есть причина. Он с ней играл. Это была политическая игра. Говорил: «Будешь». Возможно, в их семье остались секреты со времен Рахата, возможно, Дарига про это знала, и Назарбаев мог этого бояться, и поэтому убеждал ее в том, что она будет президентом», – поделился Амангельды Шабдарбаев.

Помимо этого, он рассказал о встрече с Каримом Масимовым незадолго до январских событий: «Тогда он мне рассказал о том, как все будет. Не перед Кантаром, а за год до этого Дариге сказали: «Ты будешь президентом». Она согласилась, а Карим Масимов подтвердил, что является свидетелем, – поведал экс-глава КНБ и добавил - Узнав, что может возглавить страну, Дарига на радостях пригласила друзей. Кариму Масимову Нурсултан Абишевич поручил записать все их действия. И Дарига со словами «завтра я стану президентом» начала обсуждение, кому оторвет голову. На следующий день, увидев все это, Нурсултан Абишевич сказал дочери: «Как ты с таким видом собираешься быть президентом?»<

То, что в планах Нурсултана Назарбаева назначить приемницей свою старшую дочь «Новая - Казахстан» предполагала еще 12 лет году в материале Артура Нигметова «Дочь подстрахует зятя?» («Новая-Казахстан», от 01.12 20011году): «Дочь президента Казахстана Дарига Назарбаева, похоже, вернулась в большую политику. На минувшем съезде президентской партии «Нур Отан», который прошел в Астане 25 ноября, она вошла в список кандидатов в депутаты мажилиса. Почему же она вернулась, или почему ее вернули? Этим вопросом экспертное сообщество страны особо не задавалось. После скандала «Рахатгейт» Дарига была лишена всех своих медиаактивов и «удалена» с политического поля Казахстана. Журналистам она заявляла, что больше не собирается заниматься политикой и полностью посвятит себя маленькой дочери Венере».

Однако, по мнению Артура Нигметова, тогда ее возвращение в активную политическую жизнь наверняка состоялось по инициативе самого Нурсултана Назарбаева. И, возможно, связано с операцией «Преемник»: «Хотя я не полагаю, что именно Дариге отведена эта роль. Тем не менее ее возвращение в определенной степени может быть связано с предстоящими кардинальными изменениями в конфигурации верховной власти. Из ближайших родственников елбасы именно старшей дочери удалось сделать блестящую политическую карьеру».

Но массовые беспорядки, которые произошли 16 декабря 2011 года в Жанаозене, внесли радикальные и весьма неожиданные коррективы в «турнирной таблице» противоборствующих властных элит: «Президенту пришлось принести в «жертву» собственного зятя Тимура Кулибаева ,- писал тогда Артур Нигметов («Преемница» вместо «Преемника»?, «Новая-Казахстан», от 28.12 20011г.).- Думаю, Назарбаеву было сложно принять такое решение. Все-таки елбасы возлагал на среднего зятя серьезные надежды. Еще чуть-чуть, и Тимур Аскарович возглавил бы кабинет министров, а дальше и до главного поста в стране было бы рукой подать. Но такому сценарию теперь не суждено сбыться. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что борьба кланов за верховную власть вышла за рамки дворцовых интриг, и начинает приобретать все более циничный и ожесточенный характер, где «пушечным мясом» выступают рядовые граждане. Однако говорить о том, что операция «Преемник» провалена, рано. У Назарбаева остался еще один, по всей видимости, последний козырь — его старшая дочь Дарига. Она могла бы стать идеальным преемником, гарантирующим не только сохранность капиталов и иммунитет от уголовных преследований семьи президента, но и безопасность самого елбасы после того, как он уйдет с высшего государственного поста. Она, не в пример оплошавшему среднему зятю, достаточно опытный и закаленный боец, а также взвешенный и прагматичный политик. В пользу этой версии говорит и недавнее возвращение Дариги в большую политику. При всех других раскладах Назарбаев будет вынужден просить гарантии безопасности для себя и своей семьи, а также гарантии сохранности своего капитала. Однако любой другой его преемник может пообещать ему это, но, получив заветный пост, забыть об обещании».



Однако, только через восемь лет, в 2019 году, когда уже президентом Казахстана стал Касым-Жомарт Токаев, Дарига Нурсултановна достигла своей политической вершины, заняв второй в иерархии государственных должностей пост. 20 марта, в день отставки своего отца, правившего страной около 30 лет, она стала председателем верхней палаты парламента.

«Пребывание Назарбаевой в этом кресле отмечено активностью, несвойственной для предыдущих спикеров. Практически каждая ее встреча и заявление освещались в официальных СМИ. Что значит эта активность и какова роль Дариги Назарбаевой в нынешней политической системе? –задавался вопросом Казис Тогузбаев на Радио Азаттык («Дарига Назарбаева. Одна ступенька до самого верха», от 31.12.2019 г.). - Встреча с картофелеводами, овощеводами и представителями масложировой и рыбной отрасли. Посещение фестиваля для детей детского дома. Выступление на конференции к 25-летию образования местных представительных органов. Визиты, приемы, поездки, заявления, инициативы — практически каждый шаг Дариги Назарбаевой, занявшей в марте этого года пост председателя сената, освещается на страницах активность не проходит незамеченной, подпитывая существующие не первое десятилетие домыслы и предположения о том, что в Казахстане возможна династийная передача власти, и что Даригу Назарбаеву, вероятно, «готовят» на пост № 1».- предполагал не только Казис Тогузбаев, но и часть экспертов, среди которых был специальный корреспондент «Новой газеты» Вячеслав Половинко. В материале «Удаление дочки» («Новая», от 2.05.202 г. ) он признал, что гипотеза, будто Токаев — транзитный вариант президента, а Дарига через время его подвинет (пост председателя Сената давал ей прямой путь к президентству в случае внезапной отставки главы государства) была ошибочной.

«Утром 2 мая 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев внезапно лишил депутатских полномочий спикера верхней палаты парламента Даригу Назарбаеву. Теперь она точно не сможет стать президентом страны. Это согласовано с отцом? – задавал вопрос Вячеслав Половинко и напоминал, что версия о том, что Дарига может стать следующим президентом, строилась на том, что Токаев полностью подконтролен Нурсултану Назарбаеву.

Но случился коронавирус, который окончательно повернул партию в пользу Касым-Жомарта Токаева. Политолог Виктор Ковтуновский в беседе с «Новой» обращал особое внимание на то, что Токаев почти сразу после начала эпидемии COVID-19 ввел в стране режим чрезвычайного положения, что вообще не требовалось для объявления карантина.

«Неожиданным стало и то, что, после введения режима ЧП, Токаев практически узурпировал всю законодательную власть в стране, — говорил Ковтуновский. — Он подписал ряд указов, которые наделяют его безграничной властью, в том числе и в сфере компетенций парламента. А дальше неожиданным стало полное молчание на этот счет Нурсултана Назарбаева, который самоизолировался от ситуации».

Ковтуновский также обращал внимание, что Дарига Назарбаева в апреле сделала запрос в Конституционный совет. Публично содержание запроса не раскрывается, однако, по словам политолога, из того, что известно, речь шла о «разграничении предмета регулирования законов и подзаконных нормативных правовых актов». «Я прямо связываю это с теми указами, которые во время режима ЧП издал Токаев», — говорит эксперт.

«После того, как Даригу убрали из сената, некоторое время ее нигде не было, и лишь позже ее сделали депутатом и вновь приблизили. Однако Назарбаев не стал бы ее назначать. Сами подумайте, как она будет президентом? Скажем, завтра Путин приедет, Дарига – президент, и что, тогда они вместе в сауну пойдут, чай будут распивать, водку пить, политику делать наедине? Нет, Назарбаев ее бы не поставил. Это мое личное мнение», – подытожил Шабдарбаев в интервью Abay Live.

Но судя по тому, что папа Дариги Назарбаевой до сих пор возглавляет один из ключевых экономических постов Казахстана - совет по управлению фондом национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», а сын встал у руля «АО «Транстелеком» (контролирующего КТЖ), точку на ее политической карьере ставить рано.