Неоцененные герои Независимости

Пора экс-елбасы лишить монополии на обретение Казахстаном суверенитета



Считаю, что трагические дни 16 декабря (расстрел мирных граждан в Жанаозене в 2011 году) и 17 декабря (Желтоксан – Декабрьское восстание казахской молодежи в 1986 году) никак не позволяют нам праздновать, петь и плясать. В эти дни нужно поминать погибших. «Өлі риза болмай, тірі байымайды» («пока умерших не будут уважать , живым не процветать») гласит казахская мудрость.

Увы, такой традиции у нас нет: в трагические дни 16-17 декабря поздравления не утихали, что лично для меня - кощунственно.

Посмотрел календарь официальных праздников: 25 октября отмечено как День Республики, а 16 декабря – как День Независимости. Видимо необходимо объединить эти два праздника в 25 октября, а 16-17 декабря объявить днями Общенационального траура, Памяти и скорби.

Правда, есть и не менее печальная дата – 5 января – День кровавого Кантара 2022 года. Но, скорее всего, при нынешней власти, которая имеет прямое отношение к этим событиям и все время акцентирует внимание исключительно на попытке государственного переворота и террористах, такой даты в календаре не будет.

Да, беспорядки, грабежи и бесчинства были, но с начала на улицы вышли мирные граждане, чей демократический порыв использовали темные силы. Да, антигосударственники пошли ва-банк, но никто не может отрицать и жертвы среди мирных протестующих…

Несомненно, эти дни актуализировали саму тему Независимости. Читая многочисленные публикации заметил две тенденциозные вещи.

Во-первых, оказывается наша молодежь не имеет целостной и объективной информации о непростых, полных драматизма и политических интриг, событиях 32-хлетней давности, когда Казахстан, как одна из 15-ти республик в составе СССР, обрела новую Независимость. А если и знают о них, то исключительно через призму откровений «главного борца» за Независимость – экс-елбасы Нурсултана Назарбаева. Такое ощущение, что кроме него в казахстанской государственной и общественной жизни никого и не было.

Во-вторых, те немногие, кто знаком с истинным поведением Назарбаева, который готов был и дальше колебаться в унисон генеральной линии Москвы (как известно, Казахстан последним из всех республик бывшего СССР объявил о своей Независимости), и по сей день почему-то позднее обретение Независимости оправдывают не страхом первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Назарбаев перед всевластием ЦК КПСС, филиал которого он тогда возглавлял, а неготовностью к этому всего народа: мол, Независимость неожиданно, без всякой борьбы за нее, упала с неба.

Что удивительно (вместе с тем и страшно), в антиназарбаевском угаре и другие, более образованные и сведущие сограждане волей-неволей повторяют это тезис, который, по моему глубочайшему убеждению, абсолютно не верен и вреден для объективной оценки нашего недавнего прошлого. Мы до сих пор – заложники этой лживой, выгодной лишь Нурсултану Назарбаеву, для удовлетворения своих политических притязаний и нужд, уродливой и тенденциозной версии о событиях тех лет.

А как же тогда Желтоксан – Декабрьское восстание казахской молодежи 1986 года, которое по сути, разбудило народы Советского Союза, став одним из тригеров активизации центробежных сил и процесса ухода союзных республик из-под подчинения Москве? И это было за 5 лет до фактического развала СССР!

Напомню, ибо писал об этом много лет тому назад: на заседании общеевропейских структур мне довелось в кулуарах встретиться с одним из лидеров прибалтийского движения за Независимость Витаутасом Ландбергисом. И он мне сказал: «Не мы, прибалтийцы, не другие, кто находился в составе СССР, а именно казахская молодежь в 1986 году вышла на площадь и разбудила другие союзные республики! Вы должны этим гордиться!».

Лучшие сыны и дочери казахского народа боролись за Независимость еще тогда, когда за любую критику в адрес власти (не говоря о желании выйти из состава СССР) можно было угодить за решетку. Как это было с известным композитором и общественным деятелем Хасеном Кожа-Ахметом, который побывал в застенках всесильного КГБ за вольнодумство и пропаганду идеи Независимости.



Как тут не вспомнить преподавателя Алматинского архитектурно-строительного института, интеллигента до мозга костей Аркена Уака, который еще в те годы написал правду о Советском Союзе, подавляющем суверенитет, входящих в него республик, о диктате Москвы и о месте и роли Назарбаева в тот непростой для будущего Казахстана период.

Еще до 1991 года в Казахстане были общественные силы, которые организованно и мощно выступали за обретение Независимости. Особняком здесь стоит движение «Азат», куда вошли интеллектуалы, настоящая духовная элита страны. Во главе этого массовой и влиятельной организации стояли такие выдающиеся личности, как авторитетный дипломат Михаил Исиналиев, знаменитый ученый Сабетказы Акатаев, известный филолог и публицист Батырхан Даримбет, образованный и харизматичный (правда, позже попавший под влияние одного одиозно известного банкира) Жасарал Куанышалин, выдающийся демократ, мой коллега по Форуму «Жаңа Қазақстан» формата 2018 года (кстати, устроители Нового Казахстана переняли у нас этот бренд, даже не извинившись) Дос Кошим, популярная поэтесса и общественный деятель Айсулу Кадырбаева, тот же, известный со времен политических репрессий времен КПСС, Хасен Кожа-Ахмет.

Горжусь, что в 1990 году, еще в СССР при КПСС, будучи избранным на альтернативной основе (из 4-х кандидатур) первым секретарем центрального в южной столице Фрунзенского (ныне Медеуского) райкома комсомола (мне тогда было 26 лет) посмел в газете оппозиционного движения «Азат» опубликовать статью «Егемендікті елемегендік» («Неприятие суверенитета»), где подверг критике проект Союзного договора, который тогда Москва предлагала всем республикам.

Движение «Азат» имело разветвленную сеть в регионах и явило на свет немало популярных и по сей день общественных деятелей, которые позже стали политиками общенационального масштаба. Среди них – Сагат Жусип, Аманжол Зинуллин, Кошкинбай Ахметов, Ахметкали Халелов.

Не пора ли наконец-то воздать должное этим легендарным личностям? Ибо понятие Справедливости, за которое ратуют инициаторы Нового Казахстана, вбирает в себя и историческую справедливость.