СРЕДИННЫЕ ПУТИ ТОКАЕВА И КЭМЕРОНА

Глава МИД Великобритании совершил вояж по странам Центральной Азии



Это становится плохой традицией: как только в Центрально-Азиатском регионе появляется очередной высокопоставленный эмиссар «коллективного Запада», так сразу близкие к Кремлю российские СМИ и аналитические структуры начинают изрыгать свою застоявшуюся желчь, сочиняя очередную трактовку теории заговора: мол, Запад хочет отделить страны Центральной Азии от России и задабривает их своими деньгами, а те радуясь таким подаркам, спят и видят себя вне зоны влияния России. Это псевдоаналитическое блюдо добротно заправляется проблемными темами, такими, как экономические, культурно-образовательные связи, включая особое, кремлевское видение развития «русского мира» в ущерб развитию других миров.

Именно такой информационный фон сопровождал и недавний вояж главы МИД Великобритании Дэвида Кэмерона по странам ЦА. Побывал он и в Казахстане. Визит отличался некоторыми особенностями, которые вносили свою интригу.

В связи с последними геополитическими изменениями страны Центральной Азии стали как невеста на выданье: мировые центры влияния — «коллективный Запад», Россия, Китай, страны «глобального Юга» и бывшего «третьего мира» — «вдруг» начали дружно обхаживать нас.

И дело не только в актуальности новых транзитных маршрутов и в поиске новых (вместо России) поставщиков энергоресурсов на Запад. Эти факторы, конечно, жизненно важны для обделенной нефтью и газом Европы. Но мы живем в Новом мире, где ресурсы, какими бы они значимыми не были, уступают, по своей важности и востребованности, место конкретным геополитическим интересам того или иного центра влияния или отдельно взятой страны. Иногда эти интересы могут быть затратными и менее прибыльными, чем привычная логистика транзита энергоресурсов, но центры влияния делают осознанный выбор в сторону геополитики. И последние события в мире только актуализируют эту тенденцию, заставляя каждую из стран определиться по отношению к глобальным и локальным конфликтам.

«…Я хотел бы сделать более широкий комментарий по поводу этого визита в республики Центральной Азии, который я совершаю на этой неделе. И он заключается в том, что мы не говорим Казахстану или любой другой стране, что вы должны сделать выбор, или что мы просим вас не делать выбор в пользу партнерства и торговли с Россией или с Китаем, или с кем-либо еще» — эти слова Кэмерона чрезвычайно показательны. Он как бы заочно парирует в ответ на вышеприведенную тенденциозную критику с российской стороны и, таким образом, берет под зонтик безопасности своих центрально-азиатских партнеров от неуместных нападок Кремля.

Хотя его же слова: «Как мы отмечали, вы находитесь в жизненном важном регионе, соседствующем с Россией, Китаем, Ираном и Афганистаном. Здесь много глобальных вызовов, о которых мы говорили. И для нас важно, чтобы Великобритания была здесь и говорила бы, что она хочет быть вашим партнером». — тоже показательны.

Даже если глава Форин-офиса и акцентирует внимание на таких неполитизированных направлениях, как «развитие образования», партнерство «в борьбе с изменением климата», «в развитии бизнеса», «в предоставлении молодежи новых возможностей для самореализации в вашей стране», без Ее Величества Геополитики здесь никак не обойтись.

Например, то же двухкратное увеличение бюджета и финансирования стипендии Chevening для получения образования в Великобритании казахстанскими студентами, на мой взгляд, своеобразный ответ экспансии российской модели образования в Казахстан. Учитывая, что Россия вышла из Болонского образовательного процесса, можно представить, какие препоны модель соседней страны создаст для казахстанской молодежи, желающей продолжить учебу в западных ВУЗ-ах.

Кроме того, организация «Birsöz Initiative» при Оксфордском университете подписала меморандум о взаимопонимании с Институтом языкознания им. Ахмета Байтурсынова, центром образовательных программ «Болашак» и Центром казахского языка «Тіл-Қазына». Это позволит казахстанским ученым преподавать казахский язык в Оксфорде, проходить годовую педагогическую подготовку, претендовать на исследовательские стипендии, а также сотрудничать с британскими коллегами в области методологии преподавания языка. Если российская сторона то и дело высказывает свое недовольство стремительным развитием казахского языка (мол, в ущерб этому вытесняют русский язык), то британская сторона поступает с точностью наоборот.

Особый вес визиту придает и то обстоятельство, что Дэвид Кэмерон не рядовой министр не рядовой страны. Он — бывший глава правительства одной из держав, который имел реальное влияние в мировой политике. И этим многое сказано.

В этом визите есть и своя изюминка. Туманный Альбион, посредством неоднозначного BREXIT, выйдя из рядов единого ЕС, занимает эксклюзивную позицию во внешней политике, включая и самые важные вопросы мировой повестки дня. Я бы назвал ее «срединной» в сравнении с одиозной посттрамповской политикой США и разрозненной (потому и малоэффективной) политикой ЕС по наиболее болевым и резонансным проблемам международной жизни. Среди них — война России против Украины, конфликт между Палестиной и Израилем, отношение к ситуации в Сирии.

Такой же «срединный» путь, на мой взгляд, выбран и Токаевым, который оказался между Сциллой и Харибдой, точнее, между «коллективным Западом» и Россией и их антагонистическими интересами (кстати, такой же путь, кажется, выбран и Китаем).

Что касается очередной оголтелой антизападной истерии прокремлевских СМИ и персон, то налицо упорное и упертое нежелание Москвы понять одну, чрезвычайно важную вещь: бывшие республики СССР давно уже не придатки и не подбрюшье России, а независимые, равные среди равных государства со своими сугубо национальными интересами, которые могут совпадать или не совпадать с интересами России, и уж точно не совпадают с ее абсолютно неуместными в современных реалиях неоимперскими притязаниями и замашками.

И очень жаль (и опасно!), что примитивная антизападная риторика культивируется частью казахстанских СМИ и отдельными доморощенными экспертами, которых с завидным постоянством и настойчивостью раскручивают эти самые СМИ.

Не «пятую» ли идеологическую «колонну» мы формируем своими руками на своей территории?!