Стаса лысого получишь!

Что нужно знать о казахстанском футболе, куда поехали работать медийно раскрученные российские тренеры



Громкая футбольная новость эпохи тотального отстранения России от спорта: бывший главный тренер сборной Станислав Черчесов поехал работать на аналогичную должность, но в Казахстан. За неделю до Черчесова в один из крупнейших клубов республики — алматинский «Кайрат» — в качестве наставника был назначен Александр Кержаков, легенда сборной России. А главного претендента на титул в Казахстане тоже ведёт к чемпионству российский тренер — Дмитрий Парфёнов. Это не первое пришествие россиян в казахстанский футбол, однако раньше в соседнюю республику ехали доигрывать именитые игроки, а теперь пришли делать деньги и — по возможности — давать результат статусные или как минимум хайповые руководители.


Сборная: я вас, во-первых, сәлеметсіз бе


Назначение главным тренером сборной Казахстана Станислава Черчесова готовилось в режиме спецоперации задолго до официальных переговоров. «Больше месяца назад российские коллеги предложили сделать информационный вброс относительно Черчесова. Мол, свободный Казахстан — для него интересный проект, но как раз был какой-то матч или куда-то уезжал. В общем, отвлекся, и больше мы к этой теме не возвращались, — заявил 31 мая бывший спортивный директор клуба «Актобе» инсайдер Асхат Калжанов. — На днях поступила информация относительно поисков кандидатов. То есть уже было известно о том, что Адиев покинет сборную. Однако думалось, что он проведёт два товарищеских матча, и его с почетом проводят. Но руководство КФФ решило иначе. Утром объявило об отставке Магомеда Мусаевича, а после обеда российские инсайдеры слили в сеть предстоящее назначение Станислава Саламовича». Сам Черчесов в основном отмалчивался, кроме Казахстана вроде рассматривался ещё и вариант с Азербайджаном — но 3 июня бывший наставник сборной России поставил свою подпись в Астане на контракте, подразумевающем руководство национальной командой Казахстана минимум до 2026 года, то есть в отборе на чемпионат мира (если будут результаты, контракт продлят ещё на два года). По некоторым данным, предложение было очень уж завлекательным: называлась зарплата в 1,2 млн евро в год, это практически гонорар наставника сборной Испании. Федерация футбола Казахстана оперативно заявила, что информация об этом «не соответствует действительности и существенно завышена», но истинную сумму назвать отказалась: мол, коммерческая тайна. Уточнено лишь, что деньги платят не из бюджета страны — но опять-таки непонятно откуда.

Подписанный контракт — испытание и для Черчесова, и для казахстанского футбола. Экс-тренер сборной России — человек своеобразный, известный своими конфликтами с игроками и журналистами, а ещё сборник мемов: его фразы вроде «Я вас, во-первых, приветствую» уже интерпретируются на смешанном русско-казахском наречии (см. название главки). Правда, тренерская квалификация Черчесова безусловна: четвертьфинал чемпионата мира, пусть и домашнего, дорогого стоит. Другое дело, что приходит Станислав Саламович в сборную, которая подняла планку собственных ожиданий, но пока совершенно не готова её выдерживать.



О сборной Казахстана заговорили во время последнего отбора на чемпионат Европы, когда команда, которой тогда руководил другой россиянин Магомед Адиев, перед последним туром вполне могла попасть на Евро напрямую. По дороге казахстанские футболисты обыграли фаворита в лице Дании, но всё же в итоге остались лишь третьими в таблице, а в стыках Лиги наций были разгромлены не очень сильной Грецией — 0:5. Ситуативный успех сборной, для которой даже такие показатели были рекордными, зиждился на сочетании умений Адиева мотивировать своих игроков и относительно удачной жеребьёвки: датчане были самой сильной сборной в группе, но так-то Казахстан два раза проиграл, например, Словении — тоже не больно уж топовой команде. При этом казахстанская сборная в рейтинге ФИФА остаётся в районе начала второй сотни, а её ключевая проблема - состав: стоит кому-то из основы, которую тщательно подбирал Адиев, вылететь — и результаты сразу резко ухудшаются.

Нельзя сказать, что в сборной есть суперзвёзды, но несколько игроков вы точно знаете.

  • Как минимум, это центральный защитник Нуралы Алип, автор победного гола «Зенита» в финале Кубка России-2024;
  • Бахтиёр Зайнутдинов, полузащитник «Бешикташа», до этого несколько лет выступавший за московский ЦСКА;
  • а также нападающий турецкого «Адама Демирспор» Абат Айымбетов, в качестве заслуг которого СМИ чаще всего пишут, что он выступает в одной команде с бывшим итальянским «сборником» Марио Балотелли.

Остальные игроки в подавляющем большинстве представляют местный чемпионат и звёзд с неба не хватают. С этим составом Черчесову уже осенью нужно будет удержаться в группе «В» Лиги наций в матчах с Норвегией (то есть, против одного из лучших нападающих мира Эрлинга Холанда), Австрией (где основной защитник — Давид Алаба из победителя Лиги Чемпионов мадридского «Реала») и всё той же Словенией. Если не получится там, вся надежда останется на прямой отбор к чемпионату мира, а также на то, что количество команд на будущем мундиале вырастет с 32 до 48. Пока шансов на то, что Черчесов пойдёт по стопам других российских тренеров казахстанской сборной вроде Юрия Красножана (3 победы в 17 матчах) или Александра Бородюка (0 побед в 7 матчах), нежели по стопам Магомеда Адиева, который нового тренера, кстати, и посоветовал. Впрочем, если Черчесов провалится — его никакие рекомендации не спасут. Планку ожиданий уже задал министр спорта Казахстана Ермек Маржикпаев: «Конечно, еще предстоит очень много работы футболистам, федерации и всем спортивным функционерам. Главное — есть всеобщая поддержка. Наш президент Касым-Жомарт Токаев - болельщик номер 1 в стране. Он лично поддерживает и переживает за футбол. И, скажу больше, глава государства знает каждого игрока национальной сборной, старается не пропускать матчи нашей команды. А еще за них болеет вся страна. Поэтому, имея такую колоссальную поддержку, казахстанский футбол просто должен быть лучшим!» Такое себе техзадание, на самом деле.


Клубы: на подкорме у властей



Тучи над новым главным тренером алматинского «Кайрата» Александром Кержаковым — лучшим нападающим в истории российского футбола — начали сгущаться ещё по ходу его первого матча с аутсайдером чемпионата карагандинским «Шахтёром». В буквальном смысле: к середине второго тайма разразился сильнейший ливень при счёте 2:2, хотя «Кайрат» вначале вёл с преимуществом в два мяча. К концу матча «Шахтёр» дрогнул и пропустил ещё два гола, а Кержаков на послематчевой пресс-конференции восхищался вообще всем — от болельщиков до инфраструктуры. «У меня замечательные эмоции. Я уже говорил Кайрату Советаевичу (Боранбаеву, владельцу «Кайрата» — прим. «Новой»), огромная благодарность за все, что он делает для казахстанского футбола и за те условия, которые он создал для ребят и команды. Это просто фантастика. Не у каждой российской команды есть такие условия. Что касается атмосферы на стадионе — она была замечательной. Я не ожидал даже такого количества людей, они очень сильно поддерживали», — сказал Кержаков.

Назначение в «Кайрат» Кержакова, тренерские успехи которого более чем скромны (один неубедительный сезон в «Нижнем Новгороде» и обрывочное руководство сербской и кипрской командами), вполне укладывается в логику нынешних казахстанских футбольных функционеров. Кайрат Боранбаев, которому принадлежит клуб, и вовсе любит российский чемпионат, а особенно «Зенит»: оттуда в команду приезжали Андрей Аршавин и Анатолий Тимощук, сами питерцы в прошлом году играли в Алматы товарищеский матч. Это может быть связано с тем, что Боранбаев раньше был председателем совета директоров «КазРосгаза», совместного казахстанско-российского предприятия с участием «Газпрома». А ещё Боранбаев может позволить себе эти траты, ведь он:

  • бывший тесть внука Нурсултана Назарбаева;
  • владелец сети «Макдональдс»;
  • не лишился всех средств из-за осуждения на 8 лет в связи с курсом на «Новый Казахстан» после Январских событий.

Сколько денег у Боранбаева сейчас, неизвестно, как неизвестна и зарплата Кержакова. Но известно, что в рамках сотрудничества со следствием Боранбаев вышел на свободу по УДО, вернул государству 134,5 млрд тенге (26,7 млрд рублей) и по-прежнему готов вкладываться в свой любимый клуб. В этом году «Кайрату» — 70 лет, и перед Кержаковым поставлена конкретная задача выиграть чемпионат.

А чемпионат по футболу в Казахстане нельзя назвать типичным. В нём играют 13 команд, хотя должно было быть 14: за сутки до начала сезона павлодарскому «Аксу» местные власти заявили, что денег на футбол не дадут.



Собственно, если не считать «Кайрат», остальные команды находятся в коммунальной собственности (несколько лет их безуспешно выставляли на торги) и очень зависят от денег, выделяемых акиматами. В последние годы в некоторые клубы начали заходить спонсоры вроде крупных компаний и банков, но пока их вклад минимален. За чемпионство, помимо «Кайрата», обычно борются ещё четыре команды: «Астана», «Ордабасы» (действующий чемпион) из Шымкента, «Тобол» из Костаная и «Актобе».

В последнем клубе, который, к слову, главный фаворит текущего розыгрыша, тоже российский тренер — Дмитрий Парфёнов: он когда-то выигрывал Кубок России с «Тосно». Сам чемпионат по уровню, скорее, близок к ФНЛ, чем к российской Премьер-лиге, но зато команды регулярно играют в еврокубках: «Астана», к примеру, обыгрывала «Манчестер Юнайтед» (пусть и полурезервный состав). При этом внутри чемпионата почти все клубы регулярно жалуются на судейство — и есть из-за чего: например, в полуфинале Кубка Казахстана один из голов отменили уже после окончания игры (а потом постарались вымарать забитый гол из трансляции). Федерация футбола в ответ наказывает сами клубы за недовольство, а также грозит, что в следующем чемпионате вообще будут играть восемь команд, если клубы не приведут в порядок свои стадионы. Но этого не может сделать даже Боранбаев, ведь Центральный стадион в Алматы принадлежит не ему, а местным властям — а у тех есть задачи поважнее футбола.

И всё-таки, несмотря на не очень высокий уровень что клубов, что сборной, российские тренеры весьма охотно идут работать в Казахстан. И дело, похоже, не только в деньгах (хотя в них — не в последнюю очередь). Просто даже в таких условиях, когда почти ничто не гарантирует положительного результата, казахстанский чемпионат остаётся встроен в мировую футбольную систему — и это хоть какой-то вызов для спортивных амбиций. А разве ж кто-то осудит стремление спортивных людей быть амбициозными и утверждать себя в мире — особенно если дома проблемы и с тем, и с другим?