Опасная нестыковка

Почему в Казахстане экономика и идеология идут в антагонистических направлениях



Так уж повелось, что такие основополагающие понятия, как экономика и идеология у нас принято рассматривать по отдельности, вне зависимости друг от друга. В речах властьимущих, серьезных докладах, аналитических статьях, да и в частных повседневных беседах эта два мира не соприкасаются. Страна фактически идет в двух разных, почти антагонистических направлениях.

Со стороны экономики видны тоже две противоположные идеологемы. Одна из них утверждает, что «все хорошо, прекрасная маркиза». Такой подход обусловлен тем, что каждое правительство, как говорят казахи, «жақсылығын асырады, жамандығын жасырады» («превозносит свои достижения, а упущения – скрывает»). И потому у нас, даже при Новом Казахстане, все еще наличествует некая бравада у министров и акимов, когда они отчитываются перед президентом: мол, экономика впереди планеты всей шагает вперед семимильными шагами! Не исключено, что статистические данные перевираются в угоду политической конъюнктуре или из-за меркантильных интересов, а у сомневающегося общества нет реальных механизмов проверки этих слишком уж благополучных цифр.

Вторая идеологема заключается в том, что власть, хоть и делает бравый вид, но всеми фибрами души чувствует плачевное состояния экономики. И потому вынуждено периодически признавать свои ошибки, причем по давно отработанному сценарию: президент винит во всем правительство, устраивая публичные порки, премьер ругает министров и акимов, а те сваливают всю вину на нижестоящих подчиненных, с которых как с гуся вода. В результате виноватым оказывается… сварщик, как это случилось во время катастрофы на одном из НПЗ.

В идеологии же у нас все, по мнению власти, в полном ажуре. Чего стоят официальные цифры «поддержки народом проводимого политического курса». Да, есть определенные (по сравнению со старым режимом) позитивные подвижки в либерализации общественной жизни и учете мнения неравнодушных граждан. Но сложно сказать, что они стали определяющими и необратимыми: в политической сфере - недостаточный плюрализм, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие полномасштабных (не усеченных и проходящих под контролем власти!) реформ, неприятие критиков власти (в первую очередь, президента).

Взять те же, часто повторяющиеся как мантры, тезисы об укреплении Независимости, необходимости развития многовекторной внешней политики, в результате которой Казахстан все больше и больше становится экономическим сателлитом двух больших соседей – Китая и России. Впору защитникам суверенитета провести аудит всех подписанных в последнее время соглашений и иных документов, способствующих тенденциозной и однобокой экспансии этих стран в казахстанскую экономику, загоняющих наше государство в кабалу.

Хотя, отмечу, что эти критические оценки никоим образом не умаляют места и роли государственной идеологии (не в узкопартийном, а в цивилизованном понимании этого слова), особенно в нынешний турбулентный геополитический период, когда получили распространение гибридные войны, информационное влияние которых может быть опаснее атомной бомбы. Проблема в том, что у нас идеология все еще остается обслугой более важной (в понимании Акорды) сферы государственной жизни – экономики.

Именно в этом я вижу главную причину опасной нестыковки двух важнейших составляющих жизни общества – экономики и идеологии: первая, всецело довлея над государством и его институтами, в своих узковедомственных (политически корыстных!) целях влияет на вторую, не позволяя ей быть в авангарде общественной мысли.

Возьмем только один пример. Страна переживает не очень простой период в своем развитии. Судя по спорадическим, но участившимся сигналам с левого берега Астаны, нас ожидают худшие времена. И Акорда будет вынуждена принимать тяжелые, непопулярные экономические решения, которые отразятся на уровне жизни граждан, усилив и без того существующие протестные настроения. Пора готовить общество к этим изменениям, разъясняя необходимость принятия «шоковых» решений. Но вместо этого - сплошное самоуспокоение и отрицание разрастающихся проблем. Вместо серьезного и обстоятельного разговора – гламур и глянец в государственных СМИ и на госТВ: там, преимущественно, в развлекательных шоу говорится обо всем, кроме экономики и реальной политики. Государство заигрывает с различного рода хайповщиками и примитивными популистами - вместо серьезных аналитиков и журналистов именно они в фаворе у власти.

В этой связи вспоминаю похожую ситуацию середины 90-х годов прошлого столетия. Тогда после перехода от советской плановой экономики к неведомым нам рыночным отношениям правительство Акежана Кажегельдина взялось за сложнейшие экономические реформы. Нужно было либерализовать экономику, начиная с отпуска цен на товары и услуги, реформировать столь чувствительную для каждого человека коммунальную сферу, приучать людей платить по счетчикам за свет, электричество и воду. Людям, которые 70 лет не делали этого, сложно было поменять свою психологию. Помню первые страницы популярных изданий с портретом премьера возле виселицы и булочной «имени Кажегельдина». Я тогда возглавлял пресс-службу правительства, и мы, не боясь критики и обструкций (которые были вполне естественны в тех условиях), взялись за нелегкую разъяснительную работу, ежедневно вещая на телевидении, проводя еженедельные брифинги и т.д. Наши труды не были напрасны: наступил переломный момент, и люди в итоге поняли необходимость таких тяжелых, но столь необходимых для сохранения государственности реформ. И именно те смелые экономические реформы позволили Казахстану не только состояться как государству, но и создали фундамент устойчивой экономической модели страны.

Исторической правды ради отмечу, что тогда президент Назарбаев старался дистанцироваться от тяжелых решений, всю ответственность взваливая на премьера Кажегельдина, зато лавры потом присваивал себе. Помню мощное противостояние реформам со стороны Агентства печати при президенте, которое возглавлял Алтынбек Сарсенбаев - мы были вынуждены работать без поддержки государственных СМИ, которые были подчинены этому Агентству. Нас в основном поддерживали независимые СМИ.

Конечно, были и ошибки, особенно по части тотальной приватизации (задним числом все умны). Но опять-таки - главным приватизатором был все тот же Назарбаев.

Понимаю, что, помимо созданных за время своего президентства проблем, Токаев вынужден отвечать и за ужасные последствия правления Назарбаева, когда были упущены возможности для создания устойчивой и диверсифицированной экономики: десятилетиями не вкладывались деньги в инфраструктуру и ее обновление (отсюда и техногенные катастрофы, взрывы и масштабные сбои). Но почему же об этом важно аспекте молчит официальная пропаганда, почему нет честного признания всех ошибок Назарбаева, за которые ныне критикуют Токаева? Кто закрывает рот нашим горе-пропагандистам, которые, по функционалу, должны бы разъяснять народу главную причину создавшейся критической ситуации, точнее – назвать ее главного виновника?

Что-то становится страшно за страну с такой опасной нестыковкой!