«Задний двор» России?
- Подробности
- 2917
- 17.07.2024
- Соцсети читал Арыстан ЖУАСОВ, «Новая-Казахстан»
Казахстанские власти безвольно отдают казахстанский рынок на откуп северному соседу
В своей статье Опасная нестыковка Амиржан Косанов обратил внимание на повторяющиеся как мантры, тезисы об укреплении Независимости, необходимости развития многовекторной внешней политики, в результате которой Казахстан все больше и больше становится экономическим сателлитом двух больших соседей – Китая и России: «Впору защитникам суверенитета провести аудит всех подписанных в последнее время соглашений и иных документов, способствующих тенденциозной и однобокой экспансии этих стран в казахстанскую экономику, загоняющих наше государство в кабалу».
«Новая газета–Казахстан» опубликовала несколько материалов по поводу подобного кабального экономического сотрудничества, в частности, с северным соседом.
Казахстанские валютные резервы находятся в полном распоряжении России через инструмент конвертации, — так оценил ситуацию экономист Рахимбек Абдрахманов в интервью на Ютуб-канале Борейко: «Россия скупает нашу валюту. Спрос на казахстанские доллары со стороны российских юридических и физических лиц — это большая проблема для нас. Она началась с 2022 года, когда Россия начала войну с Украиной. Тогда мы говорили, что надо останавливать свободную конвертацию российской валюты. У них неограниченный доступ ко всем активам в РК.
Основной риск в условиях ЕВРАЭС — свободная конвертация рубля. Если вы можете свою неконвертируемую валюту конвертировать в доллары в Казахстане, значит, вы автоматически получаете доступ ко всем активам, которые находится в этой стране. Вы можете за рубли покупать у нас недвижимость, машины, заводы, месторождения. Мы несем большие экономические издержки, так как из-за свободной конвертации рубля мы имеем импорт российской инфляции. Поэтому в мирном РК инфляция выше, чем в воюющей РФ. Казахстанские валютные резервы находятся в полном распоряжении России через инструмент конвертации. Никто вам не помешает взять один триллион рублей, привезти его в Казахстан и конвертировать в доллары. Поэтому сегодня и сложилась эта ситуация с инфляцией, бесконечным давлением на тенге, и тем, что Национальный банк вынужден предлагать большие пакеты валюты на рынок, чтобы поддержать отечественную валюту. Я не вижу выхода из этой ситуации. От конвертации рубля власти Казахстана отказываться не собираются. И повышать стоимость конвертации не будут — размер комиссии, чтобы сглаживать ситуацию. Эту меру нельзя назвать долгосрочной — Россия может включить эмиссионную машину и перекроет любые комиссии за конвертацию». («Рубль не упадёт, потому что держится за тенге», «Новая-Казахстан», от 26.06. 2024 г.)
Со стороны России существует угроза не только финансовой, но и энергетической безопасности Казахстана. В своем выступлении на Петербургском форуме Владимир Путин сказал, что Россия может поставлять газ в северные регионы Казахстана. «Есть целые области Казахстана, которые нуждаются в газоснабжении, и легче и дешевле получать газ от России, чем прокладывать новые маршруты, которые будут стоить миллиарды долларов», — сказал Путин.
В словах президента РФ бывший глава Казахстанской компании по управлению электрическими сетями KEGOC, энергетик Асет Наурызбаев видит угрозу: «Это энергетическая безопасность. У нас с Россией не Евросоюз, в котором игроки свободно перемещаются, у нас Евразийский союз, который действует совсем по другим правилам, и [в случае конфликта с Россией] мы можем остаться без газа», — говорит эксперт об опасности оставить северный и восточный Казахстан без российского газа, как это случилось в Украине. Мы обязаны обеспечить себя газом собственного производства на 95% — пять процентов можно обеспечить за счет России, если будут хорошие цены», — отметил эксперт. («Новая-Казахстан», Энергетическая колонизация от 05.07.2024 год.)
Политолог Досым Сатпаев видит в этой ситуации с газом проблему некомпетентности руководства Казахстана: «Они сами загоняют страну в определенную газовую ловушку, потому что по войне в Украине видно, что Россия часто использует газ как инструмент геополитического давления».
Захватывает казахстанский рынок и российский сахар. Он снова растет в цене, а его производство в Казахстане сократилось почти в четыре раза. Такая картина, отмечают эксперты отрасли, наблюдается на протяжении нескольких месяцев, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz. Основная угроза для отрасли – «серый» рынок из России. Например, Агентство по защите и развитию конкуренции РК на своей официальной странице отмечает, что «рост цен на сахар в России практически в два раза повлиял и на внутренний рынок Казахстана». То есть произошло повышение цен у поставщиков сахарной продукции - российских и белорусских производителей, обеспечивающих внутренний рынок Казахстана «на 60 процентов».
По утверждению казахстанских фермеров, беда в том, что «отрасль монополизирована». Владельцы сахарных заводов предпочитают сырье бразильских фермеров. Об этом в своем обращении на имя президента заявляли аграрии из Жетысуской области.
Именно монополизация отрасли стала причиной закрытия четырех крупных заводов: Алакольского, Бурундайского, Карабулакского и Шуского, которых попросту выжили из рынка, считают и эксперты. А между тем до 2007 года только Карабулакский сахарный завод производил до 900 тонн продукции в сутки. То есть покрывал 70 процентов спроса всей республики. Тогда как сегодня доля производства сахара, изготовленного из отечественного сырья, в Казахстане, согласно статистическим данным, составляет всего семь процентов
Усиливает свое присутствие на казахстанском рынке и российская водка. Доля северного соседа растет в основном за счет сокращения поставок из других стран. В Ассоциации QazSpirits заявляют, что бренды из РФ оказывают давление и на отечественных производителей, сообщает KZ.KURSIV.MEDIA в статье «Импорт водки из России в Казахстан вырос вдвое в первом квартале 2024 года».
За последние пять лет доля России в общем импорте водки в Казахстан выросла с 55,2% в 2019 году до 81,1% в 2023-м. За первые четыре месяца 2024 года, по данным Бюро национальной статистики, из РФ в РК было ввезено 3,4 млн литров водки – вдвое больше, чем годом ранее.
По словам исполнительного директора QazSpirits Дмитрия Жукова, отечественные производители чувствуют давление импорта: «Особенно сложно конкурировать с оппортунистическим импортом, когда к нам поступают, прямо скажем, излишки продукции с более крупных рынков». Успех российской водки на казахстанском рынке можно объяснить ее невысокой ценой.
Из приведенных примеров видно, что Казахстан добровольно, медленно, но верно превращается в «задний двор» России, и разговоры о том, что у Казахстана нет денег на инфраструктурные проекты Досым Сатпаев считает недостоверными. Он приводит подсчеты экономистов, которые говорят о том, что 40% бюджета находятся в тени. Этими теневыми деньгами оперируют внебюджетные фонды, такие, как например, «Самрук-Казына», «Байтерек» и им подобные.
«То есть деньги, в принципе, в стране есть. Но на официальном уровне нам постоянно заявляют, что денег не хватает на такие мощные инфраструктурные проекты, как строительство ТЭЦ, и так далее. Хотя, если там поскрести по сусекам и вести хороший менеджмент, то эти деньги давно бы наскребли», — говорит политолог.
По словам эксперта, правительство декларирует необходимость привлечения инвестиций на инфраструктурные проекты, и приглашает российские компании. При этом, например, проект Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане, планируют строить при участии Казахстана и Узбекистана, без привлечения других государств. Политолог находит ситуацию парадоксальной — у Казахстана есть «опыт и желание» вкладываться в энергетику за рубежом, а внутри страны возможности нет.