Пятерка «неделимого пространства безопасности»

9 августа в Астане прошел саммит стран Центральной Азии. Лидеры пяти стран региона — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана — встречаются ежегодно, начиная с 2018 года. В нынешнем саммите участвовал и президент Азербайджана Ильхам Алиев.



Оппонировать Маше Захаровой со Смоленской площади - чистое удовольствие. Ну, кто, кроме нее, так неподражаемо серьезно пользуется кондовым советским новоязом, чтобы отпугнуть от Москвы оставшихся ее партнеров по СНГ. Может быть, только генерал-депутат Гурулев или бывший российский президент… Вот она поучает Центральную Азию отказаться от «планов низвести их страны до положения неоколониального придатка западного лагеря». Поводом пугать «придатками» стала готовность пятерки стран ЦА провести в эти дни саммит с Японией, несостоявшийся из-за случившегося там стихийного бедствия. Мне-то показалось что интерес ЦА к Японии лежит в другой плоскости, далекой от антинеоколониалистского трэша спикера российского МИД. Наша заочная дискуссия состоялась на платформе информагентства РБК:
«В Москве с опаской воспринимают тренд, при котором Центральная Азия уходит в сторону от тесного сотрудничества с Москвой»,- говорит Дубнов. - Япония в силу своей технологической и интеллектуальной мощи очень притягательный магнит. При этом ее отношения с Москвой по итогам Второй мировой войны по-прежнему не урегулированы. Россия считает Японию своим геополитическим недругом, а потому сближение с ней Центральной Азии ей нравиться не может», — резюмировал эксперт.

Вообще же поводом к дискуссии стали саммиты ЦА- пятерки в Астане, визит туда президента Узбекистана Мирзиеева, а также программная статья президента Казахстана Токаева «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию», опубликованная в «Казахстанской правде». Там много чего есть для понимания происходящего вокруг нынешней России…
«…Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, в свою очередь, считает, что страны Центральной Азии, не проговаривая это напрямую, пытаются отстраниться от партнеров по бывшему СССР, которые находятся «по периметру» региона. «Когда Токаев ссылается на периметр, он имеет в виду то, что происходит на российско-украинском фронте, — пояснил РБК эксперт свою точку зрения. — Это не их война, не их интересы. И центральноазиатские страны хотят укрепить свое внутреннее сотрудничество, формируют «пятерку», чтобы сделать регион субъектом мировой политики».
По оценке Дубнова, ведущую роль здесь играют Казахстан и Узбекистан — их лидеры в 2022 году подписали договор о союзнических отношениях, в рамках которого утвердили Высший межгосударственный совет двух стран. «Это звучит так же, как Высший государственный совет России и Белоруссии. «Но суть этого сотрудничества коренным образом отличается от российско-белорусского союза, — сказал эксперт. — В Центральной Азии не разделяют мировоззрение Москвы и Минска — а именно соперничество с Западом и восстановление в тех или иных пределах пространства Советского Союза. Астана и Ташкент проводят многовекторную политику и не считают для себя возможным вступать в конфронтацию с мировыми центрами силы».


ПОД ТЕКСТ



В Астане главы государств утвердили «дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества до 2027 года и одобрили программу «Центральная Азия — 2040». «Эти и другие шаги являются свидетельством общей приверженности всестороннему региональному взаимодействию во благо наших народов», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Исходя из этого, глава Казахстана обозначил шесть задач, которые стоят перед странами региона.

Исходя из этого, обращает внимание РБК, глава Казахстана обозначил шесть задач, которые стоят перед странами региона.

  • Сохранить мир и стабильность не только в Центральной Азии, но и в сопредельных регионах. «На фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности», — подчеркивает Токаев. Поэтому ключевой приоритет здесь — создать неделимое пространство безопасности.
  • Дальше развивать экономический потенциал и углублять сотрудничество. «Взаимодополняемость наших экономик позволяет обеспечить их устойчивость к внешним шокам, диверсифицировать торгово-производственные циклы. Способствовать этому процессу может эффективная реализация совместных экономических проектов», — отмечает Токаев. Одной из точек роста здесь он назвал цифровизацию и креативную индустрию (медиа, кино, музыка, дизайн, образование, информационные технологии).
  • Превратить Центральную Азию в один из важнейших транспортно-логистических и транзитных хабов в мире: «Центральная Азия стремительно превращается в ключевое звено глобальных транспортных коммуникаций. Прежде всего это многообещающий китайский проект «Один пояс, один путь» и международный транспортный коридор «Север — Юг», в которые в той или иной степени вовлечены все страны региона». Идет работа над новыми коридорами — важным Токаев считает развитие маршрутов в том числе и через Афганистан.
  • Сформировать общие подходы к теме водной, энергетической и продовольственной безопасности.
  • Содействовать развитию молодежи. Средний возраст населения в Центральной Азии — 28,7 года, а к 2040 году он снизится до 28,3 года. «Это уникальное конкурент­ное преимущество, открывающее широкие возможности для экономического и социального развития всех пяти стран. Молодежь может стать движущей силой процессов обновления в экономической, технологической и культурной сферах», — считает Токаев и потому предлагает активнее сотрудничать в сфере науки, образования, укрепления молодежных связей.
  • Сформировать цивилизационную идентичность стран региона. «Нас связывает особая центральноазиатская ментальность, на основе которой сформировались самобытная культура и традиции. Столпами центральноазиатской идентичности служат уважение к общим историческим корням, межкультурный диалог и межконфессиональное согласие». Поэтому одна из задач, по мнению Токаева, — написать общую историю региона на основании тюркских, персидских, арабских, китайских, российских и западноевропейских источников.

«Мы последовательно придерживаемся принципа «Успешная Центральная Азия — успешный Казахстан» и готовы идти на дальнейшее развитие интеграционных процессов настолько, насколько готовы наши стратегические партнеры и союзники в регионе», — завершает свою статью Токаев.