Кто-то в лес, и никто по дрова

Нужен единый центр экономической политики



Несколько примечательных финансовых цифр.

Цифра первая: «За 9 месяцев бюджет получил лишь 75 процентов запланированного объема налогов и казна недосчиталась 5,5 миллиарда долларов».

Если налоги не собраны в полном объеме, то тому могут быть три причины. То ли предварительные расчеты были неверными. Тогда в топку горе-прогнозистов от экономики и финансов. То ли фискальные органы не выполняют свои функции по сбору налогов. Тогда в ту же топку всех фискалов. То ли что-то не то с налоговым законодательством и подзаконными актами. Как известно, принятие нового Налогового кодекса отложено еще на один год – с 2025 на 2026 год. Причем, правительство сделало это устами самого президента, невольно вовлекая его в этот довольно спорный процесс, хотя должно было взять на себя всю ответственность. Что ж староказахстанская традиция «спрятаться за широкой спиной президента» все еще жива.

Есть, конечно, и четвертая причина, которая связана с увеличением налоговой базы. А для этого нужно, чтобы у граждан росли доходы, был развит малый и средний бизнес, создавались новые рабочие места. Но, увы, такими успехами наше правительство похвастаться пока не может…

Цифра вторая. «В условиях отсутствия денег и дефицита бюджета правительство запланировало изъять из Национального фонда 5,3 триллиона тенге».

С Национальным фондом у нас происходит что-то непонятное. Создавался он, как подушка безопасности для экономики. В Указе президента Назарбаева от 23 августа 2000 года написано: «целями создания НФ являются обеспечение стабильного социального экономического развития страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов, снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен».

Что ж, изначальные цели и возможности Нацфонда наша власть полностью профукала! О каком «накоплении финансовых средств для будущих поколений» можно говорить, если, по данным Минфина, с 2013 по 2023 годы в виде гарантированных и целевых трансфертов из Нацфонда было выделено около 35,5 трлн тенге (!).

А согласно Бюджетного кодекса, «средства Нацфонда используются для антикризисных программ в периоды спада экономики или замедления ее темпов роста…», а не для латания бюджетных дыр, которые образовались по вышеупомянутым мною причинам.

Наибольшая сумма была выделена во время пандемии: в 2020 году – 4,7 трлн тенге, в 2021 году – 4,5 трлн тенге. Также существенный объем трансфертов осуществили в 2022 году – 4,6 трлн тенге.

Если посмотреть по годам, то получается, что с 2013 года наибольшие изъятия из Нацфонда производились не при старом, а… при Новом Казахстане! Что ж, впору с горькой усмешкой признать: «При Назарбаеве такого не было!». Это и есть наиболее объективная оценка деятельности экономического блока правительства Нового Казахстана!

В этом году активы Нацфонда составили 60,2 миллиарда долларов. Президент поручил правительству к 2030 году увеличить их до 100 миллиардов долларов. Но, как заявляет министр финансов, многое зависит от цен на нефть. По его словам, начиная с 2026 года объём средств, изымаемых из Национального фонда, сократится до 5 миллиардов долларов. То есть, тут ключевое слово – «изымание», которое будет продолжаться. Почему-то меня одолевают большие сомнения по поводу выполнения поручения президента.

На ум приходят невольные параллели с 2030 годом, которые были обозначены в приснопамятной программе Назарбаева «Стратегия -2030» и данным, к 2030 году, поручением Токаева…

Цифра третья: «Чтобы стабилизировать доходную часть бюджета, нам нужно около 3-х лет». Это слова главы Миннацэкономики, который декларирует, что «в этот период мы должны принять новый Налоговый кодекс, запустить крупные промышленные предприятия, оживить производство и выполнить задачу по развитию экономики и бизнеса».

«Правительство, живущее только планами на будущее» - именно так хочется воскликнуть после этих слов чиновника. А срок формального прихода к власти президента Токаева превысил уже 5 лет. Да, до кровавого Кантара он был в определенной мере связан обязательствами перед Назарбаевым, зависел от его планов и кадров. Но прошло уже 2 с половиной года, как экс-елбасы отошел от государственных дел, и Токаев стал самостоятелен, в том числе, в подборе и расстановке кадров. Не пора ли ему учинить самый строгий спрос со своих подчиненных?! А если они в силу известных причин (клановость, трайбализм, непрофессионализм, безответственность, коррупциогенность) не могут справляться со своими обязанностями, то призвать в ряды строителей Нового Казахстана лучшие умы и силы так и не востребованного президентом гражданского общества?

Может быть, для диверсификации экономики нужно начать с… диверсификации окружения президента, которое за пять лет не добилось никаких ощутимых результатов?

Цифра четвертая: «Одна из причин дисбаланса бюджета – инфляция в 14,5 процентов и огромные суммы, которые Нацбанк Казахстана тратит на поддержание курса тенге».

В цивилизованном экономическом мире трения между Нацбанком, который отвечает за инфляцию, и правительством, которое заинтересовано в увеличении бюджетных расходов, объективны. Но споры вокруг этих двух разнонаправленных приоритетов не могут длиться вечно. Тем более, в стране, которая начинает свой новый путь, и от власти которой народ ждет реальных результатов и выполнения данных ею обещаний.

И здесь свое веское слово должен сказать президент, как главный арбитр (политический и экономический). А для этого ему нужна компактная, грамотная, государствоориентированная, сильная, не зависимая от кланов и групп влияния, умеющая брать на себя ответственность, команда. Тогда будет единая государственная экономическая политика. Вместо той, сумбурной и сиюминутной, с которой страна живет уже 30 с лишним лет. Я называю это централизацией: в госорганах нужен единый командный дух, согласованность в словах, делах и планах. Пока же у нас одни ведомства – суперлибералы, а другие – безнадежные популисты. Одни на страже государственных интересов, другие - обслуживают отдельные кланы. Приведу пример. В последние дни социальные сети взбудоражены некой утечкой из недр власти о возможном лишении пенсий работающих пенсионеров. И видя, как власть, судорожно ищет новые способы пополнения прохудившегося бюджета, попутно транжиря средства Нацфонда, люди сразу же поверили в эту новость: мол, теперь принялись за деньги пенсионеров! Да, профильное министерство разъяснило ситуацию, сообщив, что никаких подобных изменений в законодательстве не готовится, якобы это было лишь мнение, вынесенное на обсуждение.

Но мы живем в такой взрывоопасной ситуации, когда любая неосторожно брошенная фраза (а судя по сообщению министерства, она была) может стать катализатором мощных протестных движений! Это из той серии, когда соломинка может переломить спину верблюда.

Не исключаю, что такие «утечки» могут быть частью политических игр, призванных дискредитировать власть Нового Казахстана. Тем более, что поводов для этого сама эта власть дает больше и больше.